Со всего мира. Как художник Гриша Шаров сделал Братск столицей стрит-арта

Гриша Шаров рассказывает о работе «Мне нечем дышать». © / Анна Попова / АиФ

Гриша Шаров – широко известный в творческой среде стрит-арт художник. О его фестивале «Один за всех» рассказывают топовые блогеры, его руками на улицах родного Братска создаются шедевры авторов со всего мира. И, спустя четыре года активного творчества в Иркутске открылась его персональная выставка. Подробности в материале irk.aif.ru.

   
   

«Дышать не легче» и «Дом с оленем»

«Фестиваль «Один за всех» я придумал в 2020 году, - вспоминает Гриша Шаров. - Решил, что позову разных художников, они будут присылать мне эскизы, а я буду воплощать их в жизнь. Для первого сезона выбрал авторов со всей России, многие из них достаточно известные. Они нарисовали работы специально для Братска, и я перенёс их на улицы города».

Одна из самых известных работ первого сезона – «дом с оленем». Нарисовал его анонимный художник из Москвы Zoom. Изображён на ней олень, запутавшийся в проводах.

«Я долго искал подходящее место, и мне понравился этот деревянный домик с линиями электропередач, которые классно вписались в композицию, - говорит художник. - Интересно, что зимой в том же году кто-то приехал и выпилил рисунок – осталась только крыша на столбиках. Я написал художнику и спросил, можно ли повторить работу только уже в виде скелета оленя. Он был не против. Позже кто-то подпилил столбики, и дом рухнул. Потом его ещё и подожгли. А в прошлом году не стало и самого автора».

Гриша Шаров и работа художника Zoom «Дом с оленем». Фото: АиФ/ Анна Попова

Ещё одна знаменитая работа с первого фестиваля была придумана анонимным художником Мишей Маркером. Вдохновением послужила история из США: полицейский задушил коленом афроамериканца Джоржда Флойда. Последними его словами были «Мне нечем дышать».

«В Братске есть несколько крупных заводов, которые коптят небо и портят экологию – это достаточно большая проблема, - отмечает Гриша Шаров. - И Миша Маркер придумал обыграть именно эту фразу, поскольку в Братске она приобрела бы новый смысл. Я нанёс надпись по пути на проходную одного из предприятий. Понятно, что на дороге, по которой тысячи заводчан каждый день ходят на работу, она не могла просуществовать долго, и её закрасили. Тогда автор решил продолжить диалог, и предложил поверх краски написать «Дышать не легче» После этого на заводе, видимо, поняли, что краска есть не только у них, и новую надпись оставили. Правда, при реконструкции предприятия её всё же снесли».

   
   

От Франции до Антарктиды

Во втором сезоне художник решил поднять планку фестиваля и сделал его международным, задавшись целью перенести на улицы Братска работы авторов со всех континентов – даже из Африки и Антарктиды.

«Стоит рассказать о работе Алексаа Сенны из Бразилии, которая стала первой на фестивале, - говорит художник. - Это достаточно известный автор, и общение у меня с ним шло через менеджера, который отвечал раз в неделю. В итоге Сенна всё же прислал эскиз. Алекс любит размещать работы на заброшенных зданиях, и я подобрал полурасселённый четырёхэтажный дом в Братске. На нём появился рисунок мальчика высотой в два этажа».

Оригинал работы бразильского художника Алекса Сенны имеет высоту в 2 этажа. Фото: АиФ/ Анна Попова

Автором идеи для другой работы международного фестиваля стал анонимный художник из Франции Quack Quack.

«Это заброшенный баскетбольный щит, с которого свисает сердце. По задумке автора, любовь как бы должна гнуть металл, - поясняет художник. - Я смонтировал работу ближе к закату, сфотографировал, но мне не понравилось. Решил с переснять на следующий день. Приехали с ребятами, остановились в 150 метрах и видим: мальчик лет 12 стоит с этим сердцем в руках. Моя коллега не выдержала и крикнула: мальчик, стой! Но мальчик убежал. Восстановить работу не удалось».

Сезон в чёрно-белом 

Третий сезон проекта «Один за всех» пришёлся на непростой 2022 год.  Гриша решил сделать фестиваль памяти и воплотить на улицах Братска работы авторов, которые уже умерли. Все работы притом он выполнил в чёрно-белой гамме.

«Сделал две работы художника из Франции Zoo Project:  «Поговорите с соседями» и «Беды выпадают только бедным», - говорит художник. - Кстати, вторую инициативные горожане невзлюбили и требовали закрасить. Мол, чёрно-белый рисунок напротив детской площадки — это неправильно. Хотя ранее там была огромная реклама наркотиков, которая почему-то никому не мешала».

Работу автора из Франции Zoo Project некоторые братчане сочли слишком мрачной. Фото: АиФ/ Анна Попова

Ещё одна работа - это просто обломок белого столба, на котором написано «Д. Рейзвих». История её появления весьма трогательна. Началось всё с того, что в Братске случилась авария, и этот столб, который, кстати, находился напротив администрации, сломался.

«Написал некий Дмитрий Рейзвих и попросил нарисовать на этом столбе что-нибудь, - делится художник. Я вежливо отказался. Через некоторое время он написал снова. Я сослался на холодную погоду для рисования – на дворе уже был ноябрь. А 12 декабря Дмитрий умер. После этого решил почитать о нём. Оказалось, это инвалид-колясочник, который боролся за появление доступной среды в Братске. Приезжал на места дорожных работ, объяснял, как что нужно делать. Одним словом, стал «занозой». И благодаря ему в городе появилось более сотни пандусов. Тогда я понял, что должно быть на столбе напротив администрации».

Сломанный столб в память о Дмитрии Рейзвихе. Фото: АиФ/ Анна Попова

Ещё одна серия работ повторяет необычный стрит-арт художника из Нью-Йорка Ричарда Хэмблтона.

«Его называли «человек-тень» за его работы в виде теней в человеческий рост, созданных брызгами чёрной краски, - рассказывает Гриша Шаров. - Тогда Нью-Йорк был достаточно криминальным городом, и появлявшиеся тени на стенах по ночам пугали людей».

Prada в Братске и колючие нежности

Последний на данный момент сезон фестиваля «Один за всех» прошёл в оригинальном формате. Если раньше Гриша Шаров находил авторов сам и просил нарисовать уникальные эскизы, не согласованные ни с кем, в этот раз он объявил открытый конкурс и выбирал работы сам. Причём, принимал идеи от поэтов, комиксистов, блогеров, рекламщиков и других представителей креативных профессий. Иногда задумки были по-настоящему нестандартными.

Для создания некоторых работ художнику приходилось делать неожиданные вещи - даже обматывать колючую проволоку пупырчатой плёнкой. Фото: АиФ/ Анна Попова

«Девчонки из Москвы, занимающиеся созданием рекламы, предложили обернуть колючую проволоку пупырчатой плёнкой. Это было как бы размышление о том, можно ли мягкой силой победить что-то жёсткое? Я нашёл колючую проволоку на заборе одного магазина, и средь дела обмотал её плёнкой. Работу назвали «Нежное создание».

Ещё одна задумка повторяет по смыслу проект, созданный художниками из Дании. Они поставили посреди техасской пустыни бутик Prada – причём, в максимально недоступном месте. И братчанин Васо Даниленко предложил схожим образом обыграть мысль о том, что бренд ушёл из России: оформить в стиле Prada старый металлический киоск.

А это киоск в Братске, с лёгкой руки креативщиков превратившийся в образец стрит-арта. Фото: АиФ/ Анна Попова

«И, если в бутик в Техасе время от времени врываются грабители и крадут оттуда сумки, то, даже если в киоск в Братске кто-нибудь и влезет, то не найдёт там ничего. Prada ведь в России больше нет» - говорит Гриша Шаров.

Кстати

Выставку «Гриша Шаров. Один за всех» можно будет посетить в Центре современного искусства «Огонь» в Иркутске до 15 сентября.