На почве неуверенности
Ангарчанина Никиту Булгина отсутствие собственного инструмента заставляет сомневаться, будет ли он продолжать заниматься музыкой и поступать в музыкальное училище. Его обучение игре на саксофоне в школе искусств подходит к концу, позади уже семь лет занятий. Первый инструмент, купленный семьёй, был недорогим и некачественным, и скоро на нём стало невозможно играть. Но тут Никиту выручила школа и её неравнодушный директор: молодому музыканту разрешили пользоваться школьным «имуществом».
- Мальчик очень талантливый, - говорит его учитель музыки Рашит Галимов. - Это видно невооружённым взглядом. В Ангарске его знают хорошо. Он становился стипендиатом различных местных программ. Но, к сожалению, пока нет уверенности в том, удастся ли ему превратить музыку в профессию.
Качество вторично
Ещё одна проблема на пути к славе - недостаток внимания со стороны чиновников. Анастасия Попова, 14-летняя пианистка из Усть-Илимска, тоже получила стипендию фонда «Новые имена». Девочка - лауреат и победитель всероссийских конкурсов, участвовала в летней школе «Новых имён» в Суздале. Но участие в конкурсах и поездка на них - за свой счёт, благо семья ставит увлечение Насти на почётное место, а ещё поддерживают местные спонсоры и региональные благотворительные фонды.
- Получить помощь от частных лиц легче, чем от официальных, - с сожалением говорит преподаватель Насти Марина Сотникова. - Мы уже несколько раз подавали заявку на губернаторскую стипендию для одарённых детей, но в положении о ней столько недостатков, что мы со своими высокими достижениями никак не можем пробиться. Почему-то участие в очных конкурсах, которые требуют и сил, и средств, и времени, приравнивается к дистанционным. Естественно, не выходя из дома, можно поучаствовать в десятках интернет-конкурсах, в которых призовых мест может быть столько же, сколько и участников. А для нас прорыв - съездить хотя бы на два, но таких, которые на самом деле имеют вес и значение в музыкальном сообществе. Но при выборе претендентов на губернаторскую стипендию, видимо, смотрят на количество грамот, а не на их качество. Из опыта своих поездок и общения с преподавателями я знаю, что в центральной России такую модель уже пересмотрели.
Серьёзное образование
Ребятам-стипендиатам теперь нужно «проталкивать» свои умения и таланты, а перед начинающими иногда встаёт вопрос: пойти в муниципальные школы искусств или в частные студии. «Бюджетное» детское дополнительное образование подчиняется федеральным законам, поэтому в них есть и возрастные лимиты, и вступительные испытания, и ограничения в наборе. В среднем в иркутских школах искусств конкурс уже несколько лет почти не меняется - два человека на место. Когда я зашла на официальный сайт одной из иркутских «школ творчеств» в раздел, где описываются условия поступления, мне на ум сразу пришло сравнение с аналогичными требованиями перед поступлением в вуз: пакет документов, творческие задания, сроки подачи заявлений. Вдобавок - соответствие возрастным категориям, чтобы успеть пройти всю программу обучения. Но что делать тем, у кого талант и желание проснулись поздно? Здесь вариант только один - идти в «частные руки», которые берут не только «запоздалых» детей, но и взрослых, не требуют сдачи экзаменов, а к занятиям можно приступить в любое время года.
- Нужно отличать получение образования от просто обучения, - объясняет Людмила Воронова, директор иркутской детской художественной школы № 2. - В этом главное отличие частных школ искусств и студий от государственных. Мы работаем по предпрофессиональным программам, у нас более строгие порядки и правила, нет той свободы, которая есть у «частников». Я хорошо отношусь к частному дополнительному образованию детей, оно должно быть. Но находимся мы действительно в разных пространствах, и это необходимо осознавать. По механизму деятельности бюджетные школы искусств похожи на общеобразовательные, а частные носят более развлекательный характер.
У родителей свои взгляды. Дочка иркутянки Анны Галеевой начинала учиться играть на гитаре в обычной городской школе искусств, но теперь ходит в платную студию. По словам мамы, они не жалеют о деньгах, потому что разница ощутима: в первой девочке было скучно и неинтересно, всё творчество ограничивалось двумя «отчётниками» в год, а во второй - жизнь кипит: концерты, поездки - дочь бежит на занятия с удовольствием.
Мнений много, но большинство сходятся в одном: у тех, кто серьёзно планирует стать музыкантом, после окончания «официальных» школ больше шансов поступить в профессиональные колледжи и училища. К сожалению, даже если ребёнок обучается бесплатно, не все родители могут обеспечить его «одарённость» финансами.
Официальное мнение:
Ольга Стасюлевич, министр культуры и архивов Иркутской области:
Комментарий:
Левон Азизян, директор Объединённой детской школы искусств № 3 Братска:
Смотрите также:
- Директор усольского Дома творчества: Мои предки отдали педагогике 600 лет →
- Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев →
- Семь счастливых нот →