Такой наградой в этом году отметили всего 11 специалистов от образования из всех сибирских регионов, поэтому признание директора Усольского Дома детского творчества Фёдора Аникеева-Борн стало событием не только для небольшого Усолья-Сибирского, но и для всего региона.
За свои 36 лет Фёдор Валерьевич успел поработать учителем географии, стать кандидатом в мастера спорта по настольному теннису, собрать коллекцию теннисных шариков со всего мира и 22 раза сыграть на Новый год роль Деда Мороза. Мой собеседник говорит, что выбор профессии был для него очевидным: ведь он «вышел» из учительской династии - общий преподавательский стаж Аникеевых составляет 600 лет! Такое серьёзное «наследство» не оставило Фёдору выбора, и он ещё в школе перешёл в специальный класс - педагогический. После вуза стал учителем в родном усольском лицее, а четыре года назад его пригласили на должность директора Дома творчества, в котором занимаются почти 4 тысячи ребятишек.
Видно, что молодому специалисту «тесно» в рамках директорского костюма с галстуком, но, несмотря на это, он говорит, что Дом творчества даёт и учителям, и ученикам гораздо больше свободы, чем обычная школа.
Не дополнительное образование
То, чем занимается Дом творчества, сухой язык документов называет дополнительным образованием. И по убеждению директора, это определение в корне не верно: та же физика, знание которой хоть и необходимо для полного впечатления о мире, не сможет воспитать ребёнка так, как спорт или творчество.
- Дополнительное образование. Звучит, как какая-то приставка, - констатирует Фёдор Валерьевич. - Школа - это жёсткие рамки, ЕГЭ и обязанности. К нам же дети бегут с охотой, с желанием, потому что Дом творчества даёт больше возможностей для самореализации. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал сцену, видел, что им гордятся, что на него смотрят. Это воспитывает его не просто как умного человека, а как личность.
Власти, похоже, действительно считают творческое развитие лишь дополнением к геометрии и литературе. Финансированием обычного образования озаботились все службы и чиновники, включая президента, и школы увидели перемены. Внешкольное же обучение почему-то осталось за бортом регионального и федерального бюджетов, его «спихнули» небогатым муниципалитетам, как ненужное.
- У нас финансирование гораздо слабее, чем у школ, и мы чувствуем это, - признаётся он. - Школам дают субвенции: там каждый ученик «стоит денежку». Ту же канцелярию они получают без проблем. Для нас даже заправить картриджи или купить бумагу - целое дело. Это только один пример. Мне кажется, всё же спорт и творчество должны не плестись за общим образованием, а идти с ним нога в ногу.
Однако директору усльского Дома творчества иногда удаётся переломить несправедливую систему. В этом году, например, с трудом, но вошли в областную программу энергоэффективности, за счёт чего полностью поменяли систему отопления. Если бы не энтузиазм руководителя, здание могло бы ещё не один десяток лет простоять с прогнившими трубами. В следующем году Фёдор Валерьевич планирует «что-нибудь придумать» и заменить в Доме творчества 68 окон.
Однако, несмотря на сложности, Дом творчества не просто выживает, а работает получше многих коммерческих курсов: в нём дети не только танцуют, рисуют и поют, но и занимаются в кружках, которых больше нет ни в области, а может, и в стране. Например, там работает единственная в России секция по занятию детским городошным спортом. Кроме этого, ребята осваивают китайский язык и цирковое искусство. И всё - абсолютно бесплатно. Особенно гордится директор тем, что имена его подопечных звучат на весь мир - тренерам Дома творчества удалось воспитать чемпионов мира и Европы по тайскому боксу.
«Всё ему надо»
АиФ-Иркутск: Современные дети очень отличаются от тех, кто рос без компьютера. Кажется, что их всё меньше интересует творчество и спорт, всё больше - социальные сети и гаджеты. Что нужно, чтобы из «поколения Интернета» воспитать чемпионов?
Фёдор Аникеев-Борн: Подростки сидят за компьютером и будут сидеть. Они без него уже не смогут нормально жить и учиться. Мне кажется, что здесь дело в другом. Дети впитывают то, что видят, поэтому нужно показывать им хороший правильный пример. Когда я был классным руководителем ещё в школе, старался «шевелить» ребят - таскал их по театрам, походам. Другие педагоги крутили пальцем у виска: «Больной, всё ему надо». А я считаю, что учитель не должен сидеть в кресле, только так он сможет «растормошить» своих учеников.
Впрочем, уверен, что и взрослым коллегам нужно показывать пример, поэтому директор (тем более руководитель Дома творчества) не должен просиживать дни в кабинете, надев галстук. Сейчас мы готовимся к Новому году – всем коллективом вместе с детьми ставим сказки Шахиризады, в которых я буду играть роль Султана, хотя раньше во всех утренниках Деда Мороза играл.
Педагог, который сам ни к чему не стремится, имеет целый букет вредных привычек, не может воспитать настоящего спортсмена, музыканта или художника. Нужно быть активным, только тогда ребёнок, посмотрев на тебя, встанет из-за компьютера. Особенно отчётливо это видно в спорте: тренер становится для пацанов ориентиром, примером настоящего мужчины.
- Тем не менее, физкультуру и труд в школах преподают в основном женщины…
- Сегодня много неполных семей, детей-сирот, которые должны видеть пример перед глазами, если не отца, то хотя бы учителя-мужчины. Но если раньше нам платили мало, то сейчас появилась другая проблема - педагогов «завалили» бумажной работой. А мужчины не любят заниматься бумагами, мы всё-таки больше практики и, наверное, нам нужно давать больше свободы в школе. Журнал, понятно, надо заполнять, но методические пособия писать - вряд ли. Я не думаю, что преподаватель физкультуры обязан корпеть над документами - он должен учить играть в баскетбол или волейбол. Вернуть мужчин в профессию, думаю, можно, но пока что условия для этого не созданы - по-прежнему иногда гораздо выгоднее работать охранником или таксистом, чем учителем труда или ОБЖ.
- Но сейчас у нас всё больше говорят о повышении престижа профессии педагога, об увеличении зарплаты. Неужели этого не достаточно, чтобы решить проблему с нехваткой по-настоящему хороших учителей, как мужчин, так и женщин? Чего ещё хотят преподаватели?
- Государство увеличивает зарплаты, это правда. Но этого недостаточно для того, чтобы профессионалы «ломанулись» в школу. Представьте молодую семью, где оба - педагоги, да ещё и ребёнок у них. Им хотя бы с жильём нужно помочь.
Я знаю, о чём говорю. Лет десять назад даже писал письмо президенту, чтобы решить жилищные проблемы. Тогда мы с женой оба работали в школе, ребёнок родился, ютились в маленькой квартире, я не выдержал - решил написать. Ответ пришёл вместе с мэром: вызвали в кабинет директора, выслушали, но так ничего и не сделали. Пришлось брать кредит, чтобы обзавестись собственной квартирой.
Из-за таких вот тонкостей профессия и остаётся «без людей». Что греха таить, кто сегодня идёт в педучилища? Многие молодые люди - от безысходности: кое-как 8 - 9 классов закончили. Какой пример они могут подать детям?