Иркутск второй раз приехал Юрий Темирканов, художественный руководитель и главный дирижёр прославленного академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Маэстро встретился с корреспондентом «АиФ в ВС», чтобы рассказать о своих ощущениях от фестиваля.
Высокая планка
Юлия Вяткина, АиФ в ВС»: Юрий Хатуевич, вы в Иркутске второй раз и прошло уже несколько концертов с участием вашего оркестра. Какое впечатление сложилось об иркутской публике?
Юрий Темирканов: Иркутяне понравились мне сразу во время моего первого приезда, когда эта фантастическая музыкальная история, длящаяся по сей день, только-только начиналась - Денис Мацуев в тот год открывал свой фестиваль впервые. Зрители запомнились мне надолго: они были искренними, неизбалованными, благодарными. И такими же остались. Когда мы ехали в Иркутск, я как раз вспоминал, что снова встречусь не только с чудесными зрителями, но и с замечательным залом музыкального театра.
- Сейчас проходит большое количество музыкальных фестивалей разного уровня в разных местах. Как думаете, каков эффект от их проведения? Как они, и в частности «Звёзды на Байкале», влияют на общее состояние культуры и искусства?
- Я, как музыкант, от чистого сердца радуюсь тому, что здесь, в Сибири, по-настоящему развивается и всё больше распространяется классическое искусство. Большая часть того, что выдаёт себя за искусство, только его подворотня. Она заполняет все города, и большие, и маленькие, и это не может не огорчать. И если в отдалённые города приезжают выставки, театральные труппы или, как, например, в Иркутске, выдвигается вперёд высокая классическая музыка - это замечательно, именно так можно сохранить духовность. Вам повезло с Мацуевым: его музыкальная и общественная деятельность «подпитывает» источник духовных сил города. Кроме всего, нужно сказать, что Денис с самого первого фестиваля задал ему очень высокую планку и держит её, и повышает уровень артистов, исполнителей. Это очень приятно, потому что на самом деле событие не ограничивается Иркутском. Я думаю, оно много значит для всей Сибири.
Играем не для профессионалов
- Не могу судить об этом полностью объективно, потому что на Западе чаще всего мы выступаем в столицах. Хотя надо заметить, что западные страны по своему размеру меньше, чем Россия, поэтому там симфоническая культура больше распространена. Соответственно, зарубежная публика лучше подготовлена к серьёзной музыке.
- То есть сибирякам не хватает подготовленности?
- Почему не хватает? Когда я говорю о зарубежной подкованности, я имею в виду их привычность к классике и не ставлю это в минус ни россиянам, ни кому-либо ещё. Вообще, мы играем не для подготовленного зрителя, да таких практически и не бывает. Бывают люди, которые чаще остальных ходят на концерты. Мы играем для обычных слушателей, а не для музыкантов и профессионалов.
- Как считаете, в последнее время отношение людей к классической музыке поменялось? Говорят что, некоторые филармонии даже фиксируют рекордные продажи билетов за всё время своего существования. Это веяние моды или действительно общество потянулось к высокому?
- Мне хочется верить, что тянутся. Я уверен, что пошлости, которая сваливается грудами на нас со всех сторон, так много, что люди запутались, перестали понимать, что хорошо, а что плохо. По-моему, сейчас им надоела свалка и они снова тянутся к тому, что обращается к их сердцу, душе и делает их лучше. У нас есть достойная эстрадная музыка, но её ничтожно мало, она теряется среди той музыки, что обращается к нижней половине человеческого тела и инстинктам. А ведь в человеке заложены и дурные инстинкты. Мне жалко детей: хотят они того или нет - они слушают это. Вот большая разница между тем, что делает настоящее искусство и его суррогат. И Запад, и Восток сейчас балансируют над тёмной пропастью. В такие неспокойные, трудные времена человек всегда стремится к подлинному.
- Как влияет на исполнителей классической музыки тот фактор, что многие из них всё больше становятся медийными личностями? Не отдаляет ли это их от музыки?
- Может быть, да, отвлекает. Но не всех, к счастью. Большинство классических артистов и исполнителей серьёзнее этого. Они не озабочиваются медийными соображениями.
Законы жизни не спишешь со счетов
- Если уж у людей наконец-то появился интерес к классическому искусству, как его сохранить?
- Нужно, чтобы во все школы вернули уроки пения. Почему на Западе более подготовлены к высокой культуре? Там с детства все приобщаются к музыке, не в школе, так в церквях, даже если не собираются стать музыкантами. Нам же не хватает внимания к детскому музыкальному образованию. Я слышал совершенно безумную идею о том, что специальное музыкальное образование надо начинать с шестого класса. О чём вы говорите? Мы потеряем стольких музыкантов! Моцарт играл с пяти лет, не поэтому он, конечно, стал Моцартом, но во всём мире считается нормальным, когда ребёнок до школы начинает заниматься музыкой. Нашими музыкальными школами гордились, а сейчас их губят. Это не просто глупость, а преступление.
- Существует мнение, особенно оно живуче среди молодёжи, что классическая музыка - устаревший жанр, в таком случае и слушать её незачем.
- Такие мысли можно оправдать юным возрастом. Но если следовать их логике, то не надо читать Пушкина, Толстого, Жюля Верна, ведь спутники уже давно летают, правда? Поэтому дети и растут дикарями. Старшие должны им объяснить: те, кто не знает своей истории, культуры, прошлого, не имеют будущего. Не я придумал - это старинный закон жизни. Его тоже нужно списать со счетов?
- Сложно будет изменить подобный ход мыслей?
- Если общество не будет думать, тогда сложно. Как считаете, откуда мы знаем историю? Не по историкам, по культуре. Потому что каждое поколение историков по-своему врёт так, как это выгодно правителю. Так что реальное прошлое вы никогда не узнаете из «официальной» истории. Здесь и доказывать ничего не нужно, стоит только взглянуть на переписывающиеся исторические учебники. А Джульетта всегда будет жива. Живопись, литература, музыка - вот где можно разглядеть правду. Если всё отбросить, как ненужное, тогда мы снова уйдём в леса и обрастём шерстью. Среди множества теорий эволюции бытует и такая, которая утверждает, что не человек произошёл от обезьяны, а наоборот. Если мы забудем своё культурное прошлое, то вполне можем это подтвердить.