Иркутск, 27 июня- АиФ-ВС. Отец Дечебала Григоруцэ, румын по происхождению, переехал с семьёй в Иркутск в 60-х годах XX века. Будущий композитор родился уже здесь и никогда не был в Румынии, но воспитанный на румынском искусстве, чувствует культурологическую связь с исторической родиной и живо откликается на нотки румынской народной музыки. Однако и творчество сибирских народов не оставляет его равнодушным.
– При том, что я православный христианин, мне очень нравятся бурятские, шаманские напевы. Культурная сторона язычества мне кажется интересной, – говорит Дечебал Георгиевич.
Творческий союз композитора и самого готического инструмента в мире – органа образовался ровно 10 лет назад. Тогда на концерте, где присутствовали представители католической церкви, оркестр и хор исполнили «Пасхальную мессу» Григоруцэ. Католикам настолько понравилось произведение, что они предложили переложить его для органа и исполнить в Кафедральном соборе. За две недели Дечебал, имея образование Российской академии музыки имени Гнесиных, освоил орган и с успехом сыграл своё произведение в храме.
Однако успех ждал композитора прежде всего в Иркутске. Не имея деловой жилки, в Москве Григоруцэ пробиться не удалось. Но, по его словам, необходимости в этом и не было.
– В Москве все композиторы распределены по «цехам», по музыкальным направлениям, по пристрастиям. Каждый подсознательно или явно недолюбливает других. Там очень важно, к какому «муравейнику» ты хочешь прикрепиться. А мне никогда не хотелось ни к кому присоединяться, я всё время как-то сам по себе. А в Иркутске это нормальное состояние.
Сам Дечебал Григоруцэ называет свою музыку «не от мира сего». Говорит, ему всегда хотелось сказать музыкой о том, что имеет хоть какое-то отношение к вечности.
Вечное и бездонное
– Я не люблю джаз, хотя это великое искусство и быть хорошим джазменом – от Бога талант. Но эта музыка очень земная. Сами джазмены говорят, что это «вкусная» музыка, она вызывает такие плотские ассоциации. Мне сиюминутное всегда было неинтересно.
– По моему мнению, классическая музыка со временем становится только ценнее. Ведь исполнителю проще сыграть произведение Баха, чем современного малоизвестного композитора. Сложно ли в таких условиях сочинять что-то новое?
Историческая справка: | |
---|---|
В 1978 году в отреставрированном здании католического храма был открыт филармонический зал. В объеме апсиды прежнего костёла был установлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) "Александр Шуке". Орган привезли в Иркутск по частям и собирали уже внутри костела. |
– Человечество всё время меняется. Душевные ценности, которые создаёт творческий человек – художник, композитор, скульптор, ветшают точно так же, как и материальные. Слушая старинные произведения, современные люди воспринимают их не так как люди того времени. Это может быть интересно, может будить какие-то ассоциации. Но для того чтобы отобразить пульс нашего времени, нужно создать что-то новое. И постоянно, так же как нужно делать новые стулья, столы, строить новые дома, нужно строить и душевные ценности. Этот процесс вечен.
– Дечебал Георгиевич, в одном из интервью вы говорили, что рок слушают те, кто любит мрак и разрушение. Вы считаете, музыка имеет значение в становлении человека как личности?
– Мы люди грешные, поэтому когда пытаемся изобразить чистый свет, это получается сладенько и фальшиво. Попытка мегапросветления создаёт фальшь в искусстве, а тут нельзя врать. Поэтому правда жизни иногда просит и заставляет брать жёсткие и даже страшные нотки. В этом, наверное, сила рок-музыки. Каждый человек, пока формируется, проходит стадию борьбы со своими родителями, с мироустройством в целом. У меня в этом возрасте была панк-группа «Белая горячка», мы даже записали два альбома. Это были песни с совершенно идиотическими текстами. А вообще, насколько я знаю молодое поколение, рок слушают самые мыслящие ребята.
Ближе к современному слушателю
– Лично мне учёба в музыкальной школе психологически давалась очень трудно. Осознание того, что я не зря училась, пришло спустя много лет после выпускного. Легко ли вам давалось музыкальное образование? И стоит ли ребёнка заставлять ходить в музыкальную школу?
– Меня заставляли. Я начал сочинять музыку в 6 лет. Но этого бы не случилось, если бы мама, не спрашивая, не отвела в музыкальную школу. В любом случае, лучше уметь, чем не уметь. Ты можешь не выступать на сцене, но если ты хотя бы научился слушать музыку, а это тоже творческий процесс, уже хорошо. Есть три вида музыкального творчества – слушание, исполнение и сочинение, каждый последующий включает предыдущий. Почему слушать классическую музыку для некоторых утомительно? Потому что душа должна работать во время неё. Человек, у которого «душевные мышцы» дряблые, очень быстро устаёт. Кто засыпает, кто уходит. Чтобы тело было здоровым, нужно заниматься физкультурой. А занятие в музыкальной школе – это физкультура для души.
– Вы часто играете для детей. Как они ведут себя на концертах?
– По-разному. Но обычно всё проходит нормально. Главное, адекватно с детьми общаться. Чем труднее зал, тем больше надо интерактива. Когда всё время им рассказываешь, это скучно. Когда задаёшь вопросы, когда они всё время чувствуют общение, концерты проходят хорошо.
– А вы можете описать портрет вашего обычного зрителя? Кто ходит на ваши концерты?
– Нет единого портрета. Ходят все: от дошколёнка до пенсионера. И представители молодёжных субкультур приходят. Проблема в том, что люди обычно представляют орган как что-то учёное, заумное, скучное. Но я, собственно говоря, не профессиональный органист, я – самоучка. Моя изюминка в том, что играю не совсем академичные концерты, а пытаюсь преподносить орган через призму своего композиторского сознания. Играю музыку, которая ближе современному слушателю, делаю обработки народных песен. К тому же орган – это такой инструмент, который потрясает. То есть, просто берёшь аккорд, а у людей сразу возникает ощущение восторга и приобщения к чему-то великому. Человек, который хоть раз к этому прикоснулся, который хоть раз услышал орган, уже не забудет это состояние.