Примерное время чтения: 8 минут
1001

Органист Дечебал Григоруцэ: «Не люблю джаз - это плотская музыка»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ в Восточной Сибири» 26/06/2013

Иркутск, 27 июня- АиФ-ВС. Отец Дечебала Григоруцэ, румын по происхождению, переехал с семьёй в Иркутск в 60-х годах XX века. Будущий композитор родился уже здесь и никогда не был в Румынии, но воспитанный на румынском искусстве, чувствует культурологическую связь с исторической родиной и живо откликается на нотки румынской народной музыки. Однако и творчество сибирских народов не оставляет его равнодушным.

– При том, что я православный христианин, мне очень нравятся бурятские, шаманские напевы. Культурная сторона язычества мне кажется интересной, – говорит Дечебал Георгиевич.

Органный зал в иркутском костеле. Фото из архива филармонии.

Творческий союз композитора и самого готического инструмента в мире – органа образовался ровно 10 лет назад. Тогда на концерте, где присутствовали представители католической церкви, оркестр и хор исполнили «Пасхальную мессу» Григоруцэ. Католикам настолько понравилось произведение, что они предложили переложить его для органа и исполнить в Кафедральном соборе. За две недели Дечебал, имея образование Российской академии музыки имени Гнесиных, освоил орган и с успехом сыграл своё произведение в храме.

Однако успех ждал композитора прежде всего в Иркутске. Не имея деловой жилки, в Москве Григоруцэ пробиться не удалось. Но, по его словам, необходимости в этом и не было.

– В Москве все композиторы распределены по «цехам», по музыкальным направлениям, по пристрастиям. Каждый подсознательно или явно недолюбливает других. Там очень важно, к какому «муравейнику» ты хочешь прикрепиться. А мне никогда не хотелось ни к кому присоединяться, я всё время как-то сам по себе. А в Иркутске это нормальное состояние.

Сам Дечебал Григоруцэ называет свою музыку «не от мира сего». Говорит, ему всегда хотелось сказать музыкой о том, что имеет хоть какое-то отношение к вечности.

Вечное и бездонное

– Я не люблю джаз, хотя это великое искусство и быть хорошим джазменом – от Бога талант. Но эта музыка очень земная. Сами джазмены говорят, что это «вкусная» музыка, она вызывает такие плотские ассоциации. Мне сиюминутное всегда было неинтересно.

Многие, впервые услышав произведения Дечебала, удивляются, что в Иркутске есть композитор, пишущий такую прекрасную музыку. Фото Анастасии МИХЕЛЬСОН

– По моему мнению, классическая музыка со временем становится только ценнее. Ведь исполнителю проще сыграть произведение Баха, чем современного малоизвестного композитора. Сложно ли в таких условиях сочинять что-то новое?

Историческая справка:

В 1978 году в отреставрированном здании католического храма был открыт филармонический зал. В объеме апсиды прежнего костёла был установлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) "Александр Шуке".

Орган привезли в Иркутск по частям и собирали уже внутри костела.

– Человечество всё время меняется. Душевные ценности, которые создаёт творческий человек – художник, композитор, скульптор, ветшают точно так же, как и материальные. Слушая старинные произведения, современные люди воспринимают их не так как люди того времени. Это может быть интересно, может будить какие-то ассоциации. Но для того чтобы отобразить пульс нашего времени, нужно создать что-то новое. И постоянно, так же как нужно делать новые стулья, столы, строить новые дома, нужно строить и душевные ценности. Этот процесс вечен.

– Дечебал Георгиевич, в одном из интервью вы говорили, что рок слушают те, кто любит мрак и разрушение. Вы считаете, музыка имеет значение в становлении человека как личности?

– Мы люди грешные, поэтому когда пытаемся изобразить чистый свет, это получается сладенько и фальшиво. Попытка мегапросветления создаёт фальшь в искусстве, а тут нельзя врать. Поэтому правда жизни иногда просит и заставляет брать жёсткие и даже страшные нотки. В этом, наверное, сила рок-музыки. Каждый человек, пока формируется, проходит стадию борьбы со своими родителями, с мироустройством в целом. У меня в этом возрасте была панк-группа «Белая горячка», мы даже записали два альбома. Это были песни с совершенно идиотическими текстами. А вообще, насколько я знаю молодое поколение, рок слушают самые мыслящие ребята.

Ближе к современному слушателю

– Лично мне учёба в музыкальной школе психологически давалась очень трудно. Осознание того, что я не зря училась, пришло спустя много лет после выпускного. Легко ли вам давалось музыкальное образование? И стоит ли ребёнка заставлять ходить в музыкальную школу?

– Меня заставляли. Я начал сочинять музыку в 6 лет. Но этого бы не случилось, если бы мама, не спрашивая, не отвела в музыкальную школу. В любом случае, лучше уметь, чем не уметь. Ты можешь не выступать на сцене, но если ты хотя бы научился слушать музыку, а это тоже творческий процесс, уже хорошо. Есть три вида музыкального творчества – слушание, исполнение и сочинение, каждый последующий включает предыдущий. Почему слушать классическую музыку для некоторых утомительно? Потому что душа должна работать во время неё. Человек, у которого «душевные мышцы» дряблые, очень быстро устаёт. Кто засыпает, кто уходит. Чтобы тело было здоровым, нужно заниматься физкультурой. А занятие в музыкальной школе – это физкультура для души.

Орган в польский Костел Успения Богородицы прибыл из Потсдама в 1978 году. Фото из архива филармонии

– Вы часто играете для детей. Как они ведут себя на концертах?

– По-разному. Но обычно всё проходит нормально. Главное, адекватно с детьми общаться. Чем труднее зал, тем больше надо интерактива. Когда всё время им рассказываешь, это скучно. Когда задаёшь вопросы, когда они всё время чувствуют общение, концерты проходят хорошо.

– А вы можете описать портрет вашего обычного зрителя? Кто ходит на ваши концерты?

– Нет единого портрета. Ходят все: от дошколёнка до пенсионера. И представители молодёжных субкультур приходят. Проблема в том, что люди обычно представляют орган как что-то учёное, заумное, скучное. Но я, собственно говоря, не профессиональный органист, я – самоучка. Моя изюминка в том, что играю не совсем академичные концерты, а пытаюсь преподносить орган через призму своего композиторского сознания. Играю музыку, которая ближе современному слушателю, делаю обработки народных песен. К тому же орган – это такой инструмент, который потрясает. То есть, просто берёшь аккорд, а у людей сразу возникает ощущение восторга и приобщения к чему-то великому. Человек, который хоть раз к этому прикоснулся, который хоть раз услышал орган, уже не забудет это состояние.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах