Примерное время чтения: 4 минуты
278

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ - В Восточной Сибири» 03/11/2010

Вместо привычных для этого возраста кукол и машинок родители выбирают для своих чад скрипку. Признаться честно, на первый взгляд крохотный инструмент тоже похож на игрушечный. Но на самом деле мини-скрипка выполнена по всем правилам, только размером отличается от настоящей. И держат её малыши, которые, кстати, не всегда умеют даже говорить, - как взрослые музыканты. Разыскать детский инструмент в специальных музыкальных магазинах несложно: благо, Китай и Индонезия снабжают нас такими «малютками».

Чем раньше, тем лучше

«Зачем так рано мучить ребёнка?» - удивляются многие. «В 2-3 года слух малыша настроен на то, чтобы впитывать, усваивать, поэтому начинать учиться музыке лучше в этом возрасте», - отвечает педагог-новатор Наталья Киселёва, разработавшая собственную методику по обучению детей игре на скрипке «Четыре ступени к мастерству».

- За основу я взяла метод японского профессора Шиничи Сузуки, - рассказывает Наталья Геннадьевна. - Он был первым, кто предположил, что дети 3-4 лет могут свободно обращаться с музыкальным инструментом. Он верил, что каждый ребёнок обучаем, главное - вовремя развить музыкальные способности. При правильном подходе к обучению понимать музыку и исполнять её могут практически все детишки, - уверена педагог. Однако в свою группу она принимает далеко не всех желающих. Во время предварительного тестирования Наталья Геннадьевна пытается выявить, есть ли слух у ребёнка, умеет ли он двигаться в такт музыки, насколько общителен, легко ли идёт на контакт с учителем. Сейчас по программе «Четыре ступени к мастерству» занимается около 50 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Уходят единицы - в основном из-за лености родителей, которые должны быть главными помощниками в процессе обучения.

- Родители всегда присутствуют на занятиях, они также получают музыкальное образование и порой больше детей увлекаются музыкой. Мамам, папам, бабушкам и дедушкам приходится вести специальные альбомы, в которых они конспектируют уроки, а затем дома повторяют пройденный материал со своим чадом. Ведь только в гармоничном взаимодействии учителя, родителя и ребёнка может выйти что-то стоящее, - уверена Наталья Киселёва.

Шаг за шагом

Первые три года обучение донотное, то есть главная задача на этом этапе - поставить руки, научить ребёнка играть по слуху. Чтобы удержать внимание малышей, приходится прибегать к различным уловкам, признаётся педагог. Все уроки проходят в игровой форме. В ход идут танцы, песни, сказки и даже лепка. Но из пластилина рождаются не простые фигурки, а ноты, скрипичные ключи, смычки. Бывают и уроки рисования, где ребятишки изображают в красках… музыку. Из танцев осваивают польку, вальс, марш, буги-вуги, менует. Вместо оценок - солнышко, печати-зверушки.

С самого первого занятия Наталья Геннадьевна внушает детям, что скрипка подобна живому существу. У неё есть голова, уши, плечи, талия, это «женщина», а не «мужчина». Внутри инструмента находится душка - это душа скрипки, она плачет, если её долго не берут в руки. Сначала дети играют на скрипке без смычка, щипками - такой способ называется пиццикато, а к 7 годам учатся пользоваться и смычком.

Ещё одна особенность обучения - новички выступают на концертах вместе со старшими учениками. С детства привыкая к сцене, чтобы когда-нибудь тоже стать участниками ангарского ансамбля «Вдохновение», в составе которого играют более ста скрипачей. Это рекордное количество музыкантов для ансамблей такого типа. Сейчас Наталья Киселёва готовит заявку на включение нашего «Вдохновения» в Книгу рекордов Гиннеса.

Между тем педагог подчёркивает, что учит малюток играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из них выдающихся музыкантов, главное - развить в ребёнке безграничные потенциальные возможности.

- Дети, которые играют на скрипке, как правило, организованны, внимательны в детском саду, они не утомляются и не «ловят мух» на занятиях, хорошо учатся в школе, дисциплинированны, ответственны и с раннего детства знают, что не потрудившись ничего не получишь, - отмечает педагог.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах