На почве неуверенности
Какой бы одарённый ты ни был, без инструмента шедевр не сыграешь. Корреспондент «АиФ в ВС» поговорил с преподавателями нескольких ребят, ставших стипендиатами фонда, о том, с какими трудностями сталкиваются их воспитанники. 12-летняя иркутянка Франческа Наринская учится играть на саксофоне три года. За это время в её творческой «копилке» успело появиться много наград: она лауреат различных конкурсов и фестивалей, да и в «Новых именах» её имя не «новое», она получает стипендию уже не первый год. Как рассказал музыкальный наставник Франчески Александр Тульчин, инструмент ей подарил иркутский благотворительный фонд, своими силами сделать это было бы трудно: девочку воспитывает одна мама.
Ангарчанина Никиту Булгина отсутствие собственного инструмента заставляет сомневаться, будет ли он продолжать заниматься музыкой и поступать в музыкальное училище. Его обучение игре на саксофоне в школе искусств подходит к концу, позади уже семь лет занятий. Первый инструмент, купленный семьёй, был недорогим и некачественным, и скоро на нём стало невозможно играть. Но тут Никиту выручила школа и её неравнодушный директор: молодому музыканту разрешили пользоваться школьным «имуществом».
- Мальчик очень талантливый, - говорит его учитель музыки Рашит Галимов. - Это видно невооружённым взглядом. В Ангарске его знают хорошо. Он становился стипендиатом различных местных программ. Но, к сожалению, пока нет уверенности в том, удастся ли ему превратить музыку в профессию.
Качество вторично
Ещё одна проблема на пути к славе - недостаток внимания со стороны чиновников. Анастасия Попова, 14-летняя пианистка из Усть-Илимска, тоже получила стипендию фонда «Новые имена». Девочка - лауреат и победитель всероссийских конкурсов, участвовала в летней школе «Новых имён» в Суздале. Но участие в конкурсах и поездка на них - за свой счёт, благо семья ставит увлечение Насти на почётное место, а ещё поддерживают местные спонсоры и региональные благотворительные фонды.
- Получить помощь от частных лиц легче, чем от официальных, - с сожалением говорит преподаватель Насти Марина Сотникова. - Мы уже несколько раз подавали заявку на губернаторскую стипендию для одарённых детей, но в положении о ней столько недостатков, что мы со своими высокими достижениями никак не можем пробиться. Почему-то участие в очных конкурсах, которые требуют и сил, и средств, и времени, приравнивается к дистанционным. Естественно, не выходя из дома, можно поучаствовать в десятках интернет-конкурсах, в которых призовых мест может быть столько же, сколько и участников. А для нас прорыв - съездить хотя бы на два, но таких, которые на самом деле имеют вес и значение в музыкальном сообществе. Но при выборе претендентов на губернаторскую стипендию, видимо, смотрят на количество грамот, а не на их качество. Из опыта своих поездок и общения с преподавателями я знаю, что в центральной России такую модель уже пересмотрели.
Серьёзное образование
Ребятам-стипендиатам теперь нужно «проталкивать» свои умения и таланты, а перед начинающими иногда встаёт вопрос: пойти в муниципальные школы искусств или в частные студии. «Бюджетное» детское дополнительное образование подчиняется федеральным законам, поэтому в них есть и возрастные лимиты, и вступительные испытания, и ограничения в наборе. В среднем в иркутских школах искусств конкурс уже несколько лет почти не меняется - два человека на место. Когда я зашла на официальный сайт одной из иркутских «школ творчеств» в раздел, где описываются условия поступления, мне на ум сразу пришло сравнение с аналогичными требованиями перед поступлением в вуз: пакет документов, творческие задания, сроки подачи заявлений. Вдобавок - соответствие возрастным категориям, чтобы успеть пройти всю программу обучения. Но что делать тем, у кого талант и желание проснулись поздно? Здесь вариант только один - идти в «частные руки», которые берут не только «запоздалых» детей, но и взрослых, не требуют сдачи экзаменов, а к занятиям можно приступить в любое время года.
- Нужно отличать получение образования от просто обучения, - объясняет Людмила Воронова, директор иркутской детской художественной школы № 2. - В этом главное отличие частных школ искусств и студий от государственных. Мы работаем по предпрофессиональным программам, у нас более строгие порядки и правила, нет той свободы, которая есть у «частников». Я хорошо отношусь к частному дополнительному образованию детей, оно должно быть. Но находимся мы действительно в разных пространствах, и это необходимо осознавать. По механизму деятельности бюджетные школы искусств похожи на общеобразовательные, а частные носят более развлекательный характер.
У родителей свои взгляды. Дочка иркутянки Анны Галеевой начинала учиться играть на гитаре в обычной городской школе искусств, но теперь ходит в платную студию. По словам мамы, они не жалеют о деньгах, потому что разница ощутима: в первой девочке было скучно и неинтересно, всё творчество ограничивалось двумя «отчётниками» в год, а во второй - жизнь кипит: концерты, поездки - дочь бежит на занятия с удовольствием.
Мнений много, но большинство сходятся в одном: у тех, кто серьёзно планирует стать музыкантом, после окончания «официальных» школ больше шансов поступить в профессиональные колледжи и училища. К сожалению, даже если ребёнок обучается бесплатно, не все родители могут обеспечить его «одарённость» финансами.
Официальное мнение:
Ольга Стасюлевич, министр культуры и архивов Иркутской области:
- В Приангарье работает 100 детских школ искусств и Иркутская областная детская школа искусств. К нам в министерство не поступали обращения о нехватке мест в этих учреждениях. Что касается вопроса о платности обучения, то, например, в Иркутской областной детской школе искусств все занятия бесплатные. А муниципалитеты сами решают либо финансировать работу школ искусств за счёт местных бюджетов, либо ввести платное обучение. С 2001 года одарённым детям присуждается стипендия губернатора - единоразовая выплата в размере 24 тыс. руб. В 2016 году её получили 60 детей из Иркутска, Братска, Саянска, Нижнеудинска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска, Тулуна, Вихоревки, пос. Белореченский, Тельмы, Усть-Ордынского. Ежегодно в области проходят региональные этапы всероссийских конкурсов, которые проводит Министерство культуры РФ. Среди победителей есть и наши ребята. Например, студентка Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена Дарья Серюгина и учащийся ангарской детской школы искусств № 3 Яков Асташин стали лучшими в конкурсе «Молодые дарования России».
Комментарий:
Левон Азизян, директор Объединённой детской школы искусств № 3 Братска:
- В последнее время в нашей школе нет большого конкурса, хоть она и считается одной из лучших в Иркутской области. Мы, наоборот, приглашаем родителей, чьи дети ещё ходят в детский сад, агитируем, объясняем, почему ребёнку нужно учиться в школе искусств. Работаю директором уже 30 лет и помню, какие сумасшедшие конкурсы были раньше. Сейчас ориентиры общества поменялись, искусство отошло на второй план. Я совсем не против частных художественных и музыкальных школ. Правда, существует вероятность «нарваться» на самодеятельность вместо качественного образования и платить, конечно, нужно будет больше. В нашей школе ежемесячная плата - от двух до трёх тысяч рублей при себестоимости в семь тысяч. То есть больше половины оплачивает муниципалитет. Шансов продвинуться у талантов нашей области мало. Многие фонды, которые любят себя похвалить, дают мизерные стипендии. Как можно продвинуться на пять тысяч? Мои знакомые высылают своему сыну в Москву по три тысячи каждую неделю только на питание, причём скромное питание! В общем, почти всё зависит от возможностей родителей - от того, смогут они или нет оплатить затраты «продвижения».