Примерное время чтения: 7 минут
1878

Школа выживания. К чему приводят конфликты учителей с учениками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ в Восточной Сибири» 02/11/2016
Взрослому полезно как можно чаще ставить себя на место подростка и думать, а что бы он сделал в этой ситуации, когда был в таком возрасте.
Взрослому полезно как можно чаще ставить себя на место подростка и думать, а что бы он сделал в этой ситуации, когда был в таком возрасте. www.russianlook.com

Если поговорить с теми, кто учился в школе в советское время, по которому нынче модно ностальгировать, то окажется, что большинство отзывается о своих учителях с уважением и любовью. Один известный иркутянин признался мне, что в школе был отпетым хулиганом и явно не любимчиком учителей, но вспоминает преподавателей с теплотой и признательностью. А вот сегодня юные создания чаще говорят о своих педагогах не добрыми, а бранными словами.

В последние годы школа переживает мрачные метаморфозы. Из «оранжереи», где выращивают «цветы жизни», она превратилась в ринг, на котором дети учатся правилам выживания, причём не в союзе с учителями и сверстниками, а в борьбе с ними. Почему это случилось, выяснял «АиФ в ВС».

Драка вместо диалога

Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семёнова говорит, что каждый учебный год начинается с жалоб и ЧП. Нынешний не стал исключением. 5 сентября в Иркутске подрались молодая учительница, вышедшая из декретного отпуска, и ученица девятого класса. Девочка опоздала на урок, зашла, села за парту и уткнулась в мобильник. Учительница отобрала телефон. Дальше события разворачивались так, как не должны были развиваться в учреждении, именуемом образовательным. Девочка учительницу обозвала, педагог пошла жаловаться директору, школьница побежала за ней, толкнула, получила отпор, случилась потасовка. Всё, что смогла сделать директор, - временно отстранить ученицу от занятий.

Самое пугающее то, что конфликты у педагогов происходят уже не только с трудными подростками, а всё чаще с учениками младших классов, говорит омбудсмен. Недавно в иркутской школе заслуженного учителя оскорбил третьеклассник. За непослушание мальчика отсадили на последнюю парту, а он в знак протеста показал учительнице неприличный жест и сказал «пару ласковых». В ответ ребёнок услышал: «Меня даже внуки не посылают. Я и тебе не позволю этого делать».

«Ссылка» - проблему не решит

По словам Светланы Семёновой, дальняя парта - популярная мера наказания у педагогов для непослушного ребёнка. Но игнорирование не дисциплинирует его, а зарождает в нём ненависть и враждебность. Чувствуя себя изгоем, он проявляет агрессию, а детская жестокость, как известно, пределов не знает. Как относишься к ближнему, так и он относится к тебе. Это характерно для взрослых, а для детей - и подавно, говорят психологи. Многим педагогам тяжело найти индивидуальный подход к каждому ученику, когда их в классе 30-35, поэтому иногда от безобразников стараются вообще избавиться.

- Одна из лучших школ в Иркутске объединилась против одного ученика. Мальчик в пятом классе, ему 11 лет, - рассказывает омбудсмен. - Началось с того, что в первом классе мама принесла справку от невролога и попросила посадить сына за первую парту, поскольку он гиперактивный, тяжело акцентирует внимание. Учитель громким голосом на родительском собрании сказала, что у неё много детей с плохим зрением и она не собирается делать поблажки ребёнку - фактически инвалиду. Поэтому она посадила его на четыре года на заднюю парту. И он к пятому классу, видя, что на него не обращают внимания, накопил столько агрессии, что и родители других детей, и учителя сказали, что его надо убрать из школы хоть куда - вплоть до колонии. Когда я туда приехала, меня встретила разъярённая толпа родителей. За последний месяц в Москву в надзорные ведомства от них ушло больше 15 жалоб на этого мальчика. Конечно, они беспокоятся за безопасность своих детей. Но исключением ребёнка конфликт не решить. Во-первых, у него в другой школе, скорее всего, будут такие же проблемы с поведением, во-вторых, на его место придёт другой «плохиш».

Сила в уме, а не во власти

Встречаются жалобы, рассказывает омбудсмен, в которых родители пишут: этот ребёнок не даёт учителю вести урок. Ключевая фраза, говорящая, что за родительскими инициативами стоит педагог - человек, которому по идее самому должно быть интересно найти способ подружиться с двоечником и вызвать его интерес к уроку. Проблема взаимопонимания поколений была всегда, но, как говорят психологи, с развитием мобильных технологий мы потеряли даже элементарные навыки коммуникации. Менталитет у людей меняется, а умения находить общий язык друг с другом, тем более в новых условиях, нет.

- Взрослые ведут себя деструктивно. Чтобы дети пошли на контакт, нужно проявить авторитет. Но не авторитарность! - замечает руководитель иркутского фонда правозащитников «Ювента», медиатор Марианна Садовникова. - Часто взрослые, взаимодействуя с подростками, пытаются применять силу в разных её проявлениях. Забирая телефон, учитель проявила силу. Или педагог переходит на личности: я заслуженный, а ты такой неблагодарный. Но это не работает с подростками. Поэтому взрослому полезно как можно чаще ставить себя на место подростка и думать, а что бы он сделал в этой ситуации, когда был в его возрасте. Достаточно одной стороны - мудрой и умной, чтобы разрешить конфликт.

Этот совет адресован и родителям, потому что причины проблемного поведения ребёнка, как правило, кроются в семье. Если родственники вмешиваются в школьный конфликт, обычно они не настроены на диалог и слышат только себя. В Иркутске подрались пятиклассники - мальчик и девочка. Он её дразнил, она в него плюнула. Детская ссора переросла в войну родителей, обе стороны написали заявления в полицию, в Иркутск из другого города даже прилетела бабушка девочки, требовала наказать хулигана и отказывалась верить, что в ссоре есть и вина внучки. Самое интересное, что дети вскоре помирились, а вот между родителями выросла бетонная стена. Никто не согласен сделать первый шаг к миру, более того - одна из сторон допустила оскорбительное высказывание о национальности другой.

Комментарий

Людмила ТРЕТЬЯКОВА, психолог:

- Произошёл какой-то перекос в общественном сознании. Ещё лет 20 назад родитель кооперировался с учителем, и если что-то случалось, педагог всегда считался правым, а ребёнок виноватым. Сейчас же редко встретишь родителя, который хотел бы с учителем подружиться, а не сразу вступать с ним в войну.

Между тем с конфликтов начинается детское неблагополучие. Беседую с мальчишкой в воспитательной колонии, интересуюсь его воспоминаниями о школе. Он говорит: помню только 1 сентября. Мальчика воспитывала бабушка, в семье были какие-то проблемы, и для ребёнка школа была огромной надеждой на изменения в жизни. Он с нетерпением готовился к учёбе, бабушка на линейку собрала букет цветов, всё было празднично, он сел за парту. А когда уходил, увидел, что учительница забрала все цветы, а его букетик остался лежать на окне. И он понял и для себя решил, что ничего в его жизни не изменится… В итоге - воспитательная колония.

Мнение

Татьяна, педагог одной из школ Железногорска-Илимского:

- В небольших городах, в отличие от крупных, старые устои, когда учитель считался уважаемым человеком, ещё живы. Тем не менее тенденция к конфликтам в школах есть. И дети, и родители грубят педагогам. Невоспитанность порождается окружающей действительностью. Во-первых, если посмотреть телепередачи, в них редко учитель выглядит достойно. Телевидение словно намеренно акцентирует внимание на его недостатках. Во-вторых, родители понимают свою безнаказанность и пользуются этим. Они могут написать на учителя жалобу куда угодно. А педагог куда пойдёт жаловаться? В-третьих, дети повально увлечены не развивающими играми, не чтением классической литературы, а компьютерными стрелялками и кинофильмами, которые пропагандируют жестокость. И это культивирует в ребёнке агрессию.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах