Большая вода приходит в северные сёла на Нижней Тунгуске с потрясающей регулярностью. Местные, загибая пальцы, расскажут – проще назвать года, когда не топило или заливало, но не сильно. Хотя последние года четыре стихия щадила деревни охотников и рыбаков. Зато сейчас пошла в наступление. О том, как местные переживают наводнение, читайте в материале irk.aif.ru.
От эвакуации отказываются
«Нижняя Тунгуска начала разливаться 8 мая и первым стихия ударила по соседям из Подволошино, оно выше по течению реки. Наше село, Преображенку, затопило уже 10-го мая, – рассказывает «АиФ-Иркутск» жительница села и местный депутат Ирина Молчанова. – Вода стояла везде, даже в школе. Но люди, конечно, не стали эвакуироваться – надо было спасать свои дома».
По данным МЧС, в небольшом селе с населением чуть больше 300 человек ушло под воду 109 (!!!) домов. Но вывезти в безопасное место смогли только семерых жителей – остальные отказались категорически. Спасатели сетуют – люди всегда ждут до последнего, надеются, что беда обойдёт стороной. Так и есть.
«Преображенка не первый раз сталкивается с наводнениями, - объясняет Ирина Молчанова. – Увы, это частая история. Деревню топило и в 2013, и в 2015, и в 2017, и в 2019 годах. Сейчас, правда, особенно сильно. Но почти в каждом дворе есть лодка, без неё никуда и, обязательно, «козлы». Их столяры на заказ делают. На эти подставки мы поднимаем мебель, технику, съестные припасы – как только становится ясно, что Тунгуска разливается. Сами пережидаем потоп ближе к крыше, с лодками наготове».
Скот отогнали в соседнее село, технику затащили на крышу
А что с живностью? Она есть в каждой усадьбе. Это не только кошки да собаки. Пошли слухи о том, что утонули оставленные в низине лошади. В такое верится с трудом – что им помешало просто разбежаться? Но эта версия не подтвердилась.
«Деревня Верхне-Калинина, куда люди заранее выводили скот, находится на незатапливаемой территории, там и созданы загоны для коров и лошадей, – поясняет замглавы Катангского района Евгения Васильева. – С ними всё в порядке. Информация о гибели домашних животных в штаб не поступала».
Кур, собак и кошек люди оставили при себе – вместе переживать потоп.
«Люди не уезжают, потому что относительно безопасно, – говорят местные. – Спасатели дежурят круглосуточно. У них и лодки, и вертолёт есть. Гуманитарку подвозят – еду, питьё, даже детское питание. Если что, помогут. Да и сами жители друг другу придут на помощь. А сейчас вода сходит понемногу, этот момент нельзя упустить. Будем дома сушить – печки топить, стены тепловыми пушками прогревать. Надо торопиться, иначе всё сгниёт».
Электричества и телефонной связи сейчас в подтопленных сёлах нет. Вдобавок холодно, так что людям, которые в буквальном смысле на крышах уже почти неделю ждут, когда угомонится Нижняя Тунгуска, не позавидуешь. Но местные и не такое видали.
«Мобильная связь есть! – говорит Ирина Молчанова. – В школе, откуда уже почти ушла вода, поставили дизель. Там деревенские, у кого своего нет, заряжают телефоны. И погреться приплывают. Да у многих и свой есть – хочешь здесь жить, надо понимать, что в случае того же наводнения или бури можно надолго остаться без электричества. Север! А у всех – телевизоры, холодильники, прочая техника».
15 мая в Преображенку и Ерёму вылетел ещё один вертолет со спасателями и необходимой «гуманитаркой».
Затопило 6 сёл и деревень
В Катанге к вечеру 15 мая наводнение захватило половину района. Если считать тех, чьи дома чуть ли не по крышу ушли под воду, то, по данным регионального МЧС, в настоящий момент подтоплено 138 домов, где живут 289 человек. Вышли из берегов Нижняя Тунгуска и Непа, пострадали сёла Токма, Подволошино, Преображенка, Ерёма, Непа и деревня Бур. Под ударом стихии – больше 1,3 тысяч человек, почти половина жителей Катанги.
«Уровень воды на 15 мая. Река Нижняя Тунгуска в районе села Подволошино – 658 см при критическом уровне 600 см, в Преображенке – 954 см при максимуме 890 см, в Ерёме – 896 см при отметке 820 см», – сообщают в МЧС.
В остальных посёлках превышение опасного уровня не так велико. Но вполне достаточно, чтобы затопить дома, которые стоят в низинах и ближе к берегу. Во всех посёлках дежурят спасатели с катерами и лодками. Людям развозят питьевую воду, продукты. Всех, кто готов переждать наводнение в безопасном месте, готовы разместить в безопасных зонах, эвкуировать на вертолёте.
Синоптики радуют – в верховьях Нижняя Тунгуска и Непа вода понемногу идут на спад. Тем не менее, пока уровень рек высокий – в ближайшие дни сохранится активное таяние снега. Больше всего местных беспокоят школьники, которые считают ледоход большим приключением, тем более, что они сейчас не учатся. Родителей просят не отпускать детей одних, а самих ребятишек – не кататься на льдинах, самодельных плотах, досках и брёвнах. Эта местная «забава» в ситуации, когда дома чуть ли не по крыши в воде, может закончиться трагически.
За детьми следят. А в сёлах, на улицах, которые освобождаются от воды, сразу же начинают работать комиссии по оценке ущерба –людям положена компенсация за нанесённый стихией ущерб. Дома местных жителей, несмотря на слухи, в большинстве своём давно оформлены в собственность, а, значит, помощь им положена.