Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование катастрофы вертолета, при которой погиб Игорь Есиповский, заместитель председателя правительства Иркутской области Михаил Штонда и охранник губернатора Александр Шостак, а также пилот Виктор Кунов.
Командир оказался не готов
В официальном заключении комиссии отмечено: «Причиной катастрофы вертолета Bell-407 явились профессиональная неподготовленность командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета и его неправильное решение на выполнение несанкционированного органами Организации воздушного движения полета, ночью, в горной безориентирной лесистой местности, на высоте, значительно ниже безопасной для фактических условий полета. Также возможными способствующими факторами явились: неиспользование задатчика опасной высоты на радиовысотомере и потеря пилотом пространственной ориентировки по крену из-за недостаточного опыта полетов на вертолете с прямой индикацией угла крена на авиагоризонте». Одним словом – пресловутый человеческий фактор.
Также специалисты МАК выяснили, что в момент катастрофы вертолетом управлял пилот, не имеющий нужной лицензии, не прошедший медицинского освидетельствования и т.д. Кстати, все необходимые разрешительные документы на управление этим вертолетом получал другой пилот.
Всего список нарушений, допущенных при организации этого полета, занимает несколько десятков листов отчета специалистов. Например, что к месту охоты вертолет вел губернатор Игорь Есиповский, который не имел официального разрешения на это.
Напомним, что крушение вертолета, где находился губернатор и его помощники, произошло 10 мая 2009 года в урочище Малышкино, которое находилось в 45 километрах от аэродрома Иркутска.
По первой озвученной, официальной, версии, глава области совершал облет территории, где планировалось организовать ОЭЗ туристско-рекреационного типа. По неофициальной, которую за основу взяли сотрудники МАК, – Игорь Есиповский отправился на охоту, чему были найдены подтверждения – наличие охотничьего оружия на борту.
По факту катастрофы весной было возбуждено уголовное дело по ст. 263 ч. 3 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Если следственный комитет при прокуратуре РФ согласится с выводами МАКа о причинах катастрофы, то уголовное дело будет прекращено в связи со смертью предполагаемого виновника происшедшего, отмечает «Коммерсант».
VIP-охота
Это не первая аналогичная авария в России. Так, в январе 2009 года на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171. Среди пассажиров были представители правительства республики Алтай, а также представитель президента РФ в Государственной Думе Александр Косопкин. Из 11 человек, находившихся на борту, погибло 7. Причиной катастрофы было названо столкновение винта вертолета с горным склоном. Позже стало известно, что чиновники охотились на архаров, занесенных в Красную книгу, напоминает БалтИнфо.
Ранее в вертолетных катастрофах погибли глава Красноярского края Александр Лебедь и губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Виновниками обеих катастроф также были названы пилоты.
В свою очередь, авиационщики заявляют, что зачастую государственные чиновники вынуждают пилотов вертолетов нарушать правила полетов, что и становится причиной ряда аварий.
- Вопросы дисциплины при выполнении полетов - это очень серьезный сигнал. Очень странно, что опытные летчики, имея налет почти в 3 тысячи часов, смогли довести вертолет до катастрофы. Нам очень бы хотелось, чтобы то или иное должностное лицо не заставляло пилотов нарушать все мыслимые и немыслимые правила полетов, - прокомментировал авиационные аварии глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов, цитирует Газета.ru.
Это тем более актуально, что в прессу постоянно просачиваются подробности охоты или других увеселений того или иного чиновника или депутата, где нарушаются не только требования авиационной безопасности, но и законодательство России об охране животного мира или природных заповедников.
Смотрите также:
- Сразу два самолёта совершили аварийные посадки на территории Сибири →
- Пьяному пилоту «Сибири» могут выдать волчий билет →
- В крушении аэробуса А-310 виноваты пилоты →