Огненный капкан. Почему в Приангарье горят леса и посёлки?

Как из фильмов ужасов. Несколько прошедших недель жители Иркутской области до сих пор вспоминают с замиранием сердца: этой весной лесные пожары буквально взяли регион в огненное кольцо. Такой катастрофической ситуации в Приангарье не было уже несколько лет.    
   

Цифры говорят сами за себя. По данным агентства лесного хозяйства Иркутской области, на 26 мая в лесах региона зарегистрировано 1239 пожаров, из них больше 230 - крупные. Площадь, пройденная огнём, составила больше 143 тысяч гектаров. В прошлом году на эту же дату приходилось всего 283 пожара на площади в 3,4 тысячи га. Ситуация этой весны превышает среднепятилетние показатели больше чем в 5 раз.

«Не хотел поджигать»

В точных причинах такой катастрофы эксперты не могут разобраться до сих пор. Скорее всего, «сработал» целый комплекс факторов: не по сезону жаркие дни, ветреная погода, небывалая халатность местных жителей и туристов, которые, по статистике, становятся виновниками более чем в 90% случаев возгораний.

Больше двухсот человек остались без крова за два месяца. Пожар в поселке Дальний Фото: ГУ МЧС РФ

Апогеем пожарной катастрофы, пожалуй, можно назвать историю посёлка Дальний Нижнеилимского района, где лесной пожар, перекинувшийся на населённый пункт, оставил без крыши над головой сразу 30 семей. На улице остались 94 человека, из них 19 - дети. Пострадавшим семьям обещают выплатить от 100 до 300 тысяч рублей компенсации, но это слабое утешение для людей, в одночасье потерявших всё.

На этом фоне невероятной выглядит новость о том, что пламя, уничтожившее сразу 22 дома, «выросло» из… не до конца потушенного костра. Как рассказал начальник отдела информации ГУ МВД России по региону Герман Струглин, по предварительной информации, виновник происшествия - житель Нижнеилимского района, который решил пройти до населённого пункта через лес, заблудился и провёл ночь в тайге. Молодой человек прихватил спички, чтобы разжечь костёр, но воды, чтобы его потушить, у него не нашлось, он просто раскидал угли и вышел из леса. Остальное сделал ветер. Несмотря на то что рассеянный юноша не хотел ничего поджигать, ему грозит несколько лет лишения свободы.

В полиции подчёркивают, что неосторожность и халатность не освобождает от ответственности. Сейчас вольных и невольных поджигателей тайги в разных районах региона ищут сразу 4,5 тысячи людей в погонах. За два месяца они возбудили уже 62 уголовных дела, оштрафовали 148 человек. Последний показательный случай произошёл на этих выходных: полицейский задержали сразу троих рыбаков, которые оставили без присмотра костёр и устроили пожар на острове Большой в Усольском районе. Удивительно, что мужчины даже не пытались потушить пламя, а хотели просто сбежать.

22 сгоревших дома в поселке Дальний - результат непотушенного костра.  Фото: ГУ МЧС РФ

Дальше - больше?

Весь огненный сезон можно разделить на части «до Дальнего» и «после». Если «до» - просто методично тушили, то «после» - ввели в регионе режим чрезвычайной ситуации, посыпалась критика. В основном - в адрес регионального агентства лесного хозяйства, которое якобы занижает реальные данные о пожарах. Так, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Рослесхоза Владимир Лебедев заявил, что информация о площади, пройденной огнём, которую региональная диспетчерская служба предоставляет в федеральную, существенно расходится с теми данными, которые Рослесхоз получает по результатам собственного дистанционного мониторинга.

   
   

Интересно, что по данным агентства от 16 мая в Приангарье выгорело чуть больше 60 тысяч гектаров, а уже по состоянию на 19 число (наутро после пожара в Дальнем) - 103 тысячи гектаров. На вопрос о том, как за выходные огонь мог уничтожить почти столько же тайги, сколько за месяц, сотрудники областного агентства, не захотевшие назвать своих имён и должностей, из-за того что их «за это уволят», объяснили: за два дня не случилось катастрофы, просто поступили… уточнённые данные.

Жители области продолжают ходить в лес на пикники несмотря на запреты к разведению костров. Фото: ГУ МЧС РФ

- У нас постоянно идёт верификация площадей, - констатировали в агентстве. - Нельзя сказать, что выгоревшую площадь не посчитали сразу, потому что возгорание не тушили. Во время самого пожара, из-за большой задымлённости, точные данные получить невозможно, поэтому мы сверяем информацию позднее. Площади и дальше будут увеличиваться, потому что сверка до сих пор идёт.

Также в ведомстве отметили, что этот лесопожарный сезон - особенно сложный. Причём не только из-за погоды, а по большей части из-за того, что местные жители и туристы «подливают масла в огонь»: оставляют костры, мусор и окурки, жгут траву.

Прогноз на будущее, кстати, пока тоже неутешительный: если Приангарье не зальёт дождями, огонь продолжит уничтожать тайгу как минимум до июля, пока в лесу не вырастет свежая высокая трава. Кроме того, специалисты не исключают, что новая волна лесных пожаров накроет регион в конце лета.

Комментарий:

Депутат Государственной думы РФ от Иркутской области Сергей Тен:

Сергей Тен

Как сообщает депутат на своём официальном сайте, регионы должны получать больше денег на ликвидацию лесных пожаров.

- 29 апреля в Черемхово возгорание произошло из-за того, что стояла сушь: выгорели как порох 24 деревянных дома. Режим чрезвычайной ситуации объявлен не был, соответственно - средства из резервного фонда регион не получит. Сегодня больше 90 человек живут фактически на улице. Система выстроена таким образом, что деньги из субъекта или муниципалитета им могут выделить только в конце осени, а зима наступает в Сибири рано.

Мы можем говорить, что лесные пожары повторяются каждый год, но сегодняшние масштабы просто колоссальны: в прошлом году в это время в нашей стране было зафиксировано около 2 тысяч пожаров, сегодня - более 7 тысяч! Выгорают огромные территории.

В то время пока Рослесхоз, Минэконом и МЧС разбираются между собой по поводу выделения средств на тушение лесных пожаров, происходят трагические, просто катастрофические ситуации. На сегодняшний день, в соответствии с программой по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которая рассчитана на 2014-2016 годы, из 222 выделенных миллиардов, 196 - идёт МЧС. Да, безусловно, это необходимо, но регионы должны получать субвенции в большем размере.