Прошли выпускные в школах, миновали экзамены, и ребята, успешно сдавшие ЕГЭ, спешат поделиться своими результатами с приемными комиссиями ВУЗов. И лишь для нескольких десятков избранных испытания только начинаются.
Чтобы получить профессию своей мечты, этим абитуриентам еще нужно удачно прикинуться гламурной стрекозой, суметь станцевать трагедию и выразительно прочесть стихотворение от лица мороженой трески.
Все только в живую и никакого реквизита - поступающим в «театралку» при выполнении всех мыслимых и немыслимых заданий приходится полагаться только на собственную изобретательность и талант.
Предэкзаменационная суета
В коридоре учебного заведения стоит гул. Ровно в 10 должен начаться второй экзаменационный тур, и все абитуриенты, давно перезнакомившись друг с другом, обсуждают предстоящий экзамен, свою программу, вспоминают ошибки, которые совершили на первом этапе прослушиваний. На диванчиках уже сидят несколько мам, которые пришли поддержать детей и переживают уж точно не меньше, если не больше поступающих. У входа в учебный театр, на сцене которого проходят прослушивания, дежурят старшекурсники со списками в руках. Они должны оберегать тишину в коридоре, пока одни выступают (хотя задача это, надо признаться, не из легких, поэтому на подмогу с грозным «шшш!» часто приходит замдиректора по воспитательной работе), и подготавливать группу абитуриентов, которым заходить на сцену следующими.
Запускают на втором туре «пятерками». Пока один человек выступает, четверо других сидят рядом и ждут очереди. Председатели комиссии сидят за столом в 2 метрах перед сценой. Из зала на абитуриентов тоже направлены любопытные взгляды: здесь и студенты, и преподаватели, театральный фотограф, и, конечно, я, еле упросившая директора училища пользоваться фотоаппаратом, хотя бы первые 20 минут. Процесс то, как говорится, «интимный». Правда через пару часов на сцене все так кипело, что все забыли и про меня, и про мой фотоаппарат.
Знакомство с поступающими
Желающих стать актерами в этом году оказалось не так много, всего 70 человек. Массовый отсев происходил на первом этапе: ровно половина лишилась шанса блеснуть на сцене во второй раз. У тех же, кто прошел во второй тур, положительные эмоции бьют ключом.
Роман Чечерин приехал поступать в Иркутск из Новосибирска. В его родном городе есть театральный институт, но в него после 9 классов не берут.
- Все удивлялись, что я такой путь проделал, но мне так хочется учиться на актера, что 2 года еще ждать сил просто нет! – восклицает Рома. – Первый тур прошел на ура, очень понравилось. Преподаватели все с юмором, умеют «растормошить» нас. Хочется, чтобы сегодня все также хорошо прошло. Нам сегодня сразу 2 испытания предстоит пройти: сначала вокал, а потом танцевать будем. Поэтому все с пакетами, сменную одежду принесли. Скоро пойдем переодеваться.
Рядом с Романом сидит кудрявая и очень общительная девочка Мария Заболотская. Она из Кутулика. Рассказала, что к поступлению готовилась серьезно:
- У меня была ужасная пластика, не гнулась совсем. С прошлого лета начала растягиваться по вечерам, репетировала, параллельно выступала на разных конкурсах чтецов. Учить программу начала сразу после ЕГЭ. Искала такие произведения, которые были бы мне близки, чтобы я смогла их прочувствовать. Учиться в театральном я с 6 класса мечтаю, правда, однажды я почти сдалась и согласилась на мамины уговоры стать юристом. Но когда я в 10 классе училась, к нам из театрального училища приехали свою программу показать. После этого маме пришлось с моей мечтой смириться, она стала меня поддерживать.
Хороший конь – плохой конь
Каждый студент театрального училища должен если не уметь петь, то хотя бы уметь убедить в этом окружающих. Первым выступает парень, затягивая лихое «Выйду ночью в поле с конем!». Я начинаю беззвучно хохотать. Дело в том, что за пару минут до этого мне поведали топ-произведений, которые любят исполнять абитуриенты. Среди популярных авторов Крылов, Есенин, Пушкин, Маяковский, Ахматова. А петь особенно любят «Катюшу», «Ой мороз-мороз», и как раз эту песню про коня. В тот день коня в поле вывел действительно не один молодой человек, я успела освоиться и начала отличать «плохого» коня от «хорошего» уже с первой строчки.
Каждые 10-20 минут зал слегка дребезжит и вибрирует, подбадривая выступающих – мимо проезжает трамвай. Подбадривает и комиссия. Если у кого-то срывается голос, или просто не получается громко петь, то педагог по вокалу садится за пианино и начинает абитуриента «распевать». Распевки предлагаются на любой вкус и цвет, особенно запомнилась басисто-громовая «да-да-да».
- Ты хочешь поступить в театральное, правда хочешь?! - перекрикивает комиссия музыкальный инструмент.
- Да-да-да! - поет поступающий и вправду уже в 2 раза громче, чем прежде.
После вокального конкурса ребятам предлагают всем вместе выйти на площадку и станцевать не совсем обычный танец. Тут не помогут навыки бальных танцев или знания па из профессионального балета. Начинается настоящий танцевальный марафон: звуки электронной музыки сменяются классикой, жанры резко обрываются каждые 30 секунд и за это время танцующим нужно передать характер и суть мелодии, разыграть маленький спектакль.
Сила притяжения
А зал, тем временем, все больше наполняется студентами. Каникулы у них начались неделю назад, но, по словам педагогов, соскучиться по училищу театралы успели за 2 дня. В один из перерывов между «пятерками» по коридору пробегает мой знакомый – студент. Решаю у него спросить, что он тут делает во время каникул, что думает о вступительных испытаниях и чего будущим студентам вообще ждать от обучения.
- Я тут эстафетную палочку передаю, все-таки я на 4 курс перешел, а эти ребята на первый поступают, на смену, можно сказать - чеканит Артем Яцухно. - А главная фишка вступительных в том, чтобы на них не думать, а просто делать то, что говорят. Понятно же, что ребята многого не умеют, элементарно руками двигать, голосом полностью не владеют. Но заучивать интонации и движения бессмысленно. Очень смешно выходит, когда абитуриенты месяцами оттачивают каждое действие перед прослушиванием, а потом, если что-то идет не по их плану, говорят «ой-ой подождите, не так, сейчас сначала начну». Каждый педагог, набирая курс, ориентируется на то, какой спектакль он будет ставить. Как правило, наиболее интересны мужские проявления в мужчине, и женские – в женщинах. Парней у нас меньше, поэтому «нежные» мальчики из театральных кружков почти не нужны. В училище мы практически живем, к этому привыкаешь за пару месяцев, а еще привыкаешь быстро есть. Учебный процесс у нас своеобразный, подвижный, схватывать надо на лету, и чем больше ты можешь, тем больше от тебя требуют, чем меньше ты можешь – тем чаще сидишь в стороне.
Александр Булдаков |
Заслуженный артист России Александр Булдаков, который набирал курс в этом году, поведал немного об особенностях потока и рассказал, какие трудности предстоит пережить новоиспеченным студентам.
- В этом году к нам пришли поступать в основном 9-классники. С одной стороны, это не очень хорошо, поскольку с малышами работать намного ответственней, нужно подбирать специальный материал, больше начинаешь заниматься воспитанием, нежели обучением. Но с другой стороны это большой плюс, потому что работать в театр они придут молодыми людьми, это даст режиссерам возможность взяться за интересные проекты, где возраст актера будет соответствовать возрасту персонажей. Это здорово, когда не нужно в роли возрастной барьер преодолевать. И этот курс уникален, потому что «театралки», в которые берут после 9 класса, можно пересчитать по пальцам на одной руке. Несмотря на то, что на курсе оказываются ребята разных возрастов, все они будут работать в одной упряжке и в одинаковом режиме.
Массовые стенания и пьяные девятиклассницы
Завершился второй тур, и кто-то сошел с дистанции, а кого-то отправили отдыхать, чтобы с новыми силами прийти на последнее испытание. В общем-то, на последнем туре из абитуриентов выжимали самый сок.
Экзамен снова делился на 2 этапа. Вначале претендентам устроили групповой тренинг. Ребята хаотично двигались по сцене, то вживаясь в образ двухгодовалого малыша, потерявшего маму, то в роль 80-летнего старичка, пришедшего на встречу выпускников искать любовь всей своей жизни. Особенно сложно ребятам по заданию педагогов скрыть рожки и хвост и замаскировать от всех воображаемое пятно на одежде, но только так, чтобы педагог все-таки понял, где это пятно находится.
Апогей наступил, когда будущим актерам предложили выбрать на сцене предметы, которые очень нравятся и не нравятся. Со слезами на глазах испытуемые бранили дыры в стене и стулья, и рассказывали анекдоты занавескам, прожекторам и музыкальным колонкам, словно закадычным друзьям.
Затем все снова перевернулось с ног на голову, теперь ребятам предстояло существовать в самых абсурдных ситуациях. Одному из парней предложили прочитать собственное конкурсное стихотворение от лица рыбы, чуть позже уточнив, то это треска. Пока испытуемый соображал, как эта треска выглядит и какими интонациями она могла говорить, если бы вообще умела это делать, педагоги треску «заморозили». И тут же сообщили, что парень больше никакая не треска, а самый настоящий сиг. Ну а сиг, разумеется, рыба более мудрая и мужественная, и манера поведения у нее другая.Пока на сцене развивалась эта рыбная история, все в зале заливались хохотом. Все, кроме новоиспеченного сига. Абитуриент каким-то чудом справился с заданием, чем и заслужил почетное место студента-бюджетника.
Еще одна ситуация, предложенная худруком курса, вызвала среди членов комиссии настоящие распри: 9-классницу заставляли исполнить лирическую песню так, «будто бы ее бросил парень, она выпила пивка с подружкой, и теперь грустная и пьяная» поет об этом печальном событии. Справиться с заданием у поступающей не совсем получилось, но может это и к лучшему, очень порядочная значит девушка попалась.
Еще ребятам предложили показать людей, которые произвели на них впечатление или чем-то запомнились. Можно было увидеть чьих-то соседей, учителей, детей, бабушек. Под горячую творческую руку попала даже замдиректора по воспитательной работе, та самая, которая неукоснительно блюла тишину в коридоре. Экзамен длился 6 часов. По итогам испытаний на бюджет зачислили 8 мальчиков и 7 девочек.
Облегчение и радость на лицах всех счастливчиков будет недолгой. Очень скоро они узнают, что стандартный учебный день студента-актера превышает по времени полноценный рабочий. Здесь им придется трудиться с 9 часов утра и уходить домой только после 9 вечера. Не каждый может выдержать такие нагрузки, иногда из 25 бравых и целеустремленных студентов, на финишной прямой оказываются только 10. Но почему-то мне очень хочется верить, что эта статистика не про тех ребят, вместе с которыми я два дня делила радости и огорчения. Надеюсь, что спустя пару-тройку лет на учебном спектакле мне удастся увидеть всю команду, чтобы оценить, какими они станут и чему научатся в стенах этого сурового, но прекрасного училища.