Хлебнули лихолетья. Молились Богу о спасении на фронте и в тылу

Страшный спутник войны - голод - толкал людей на немслимые поступки. © / АиФ

Когда началась война, маленькой Саше было всего шесть лет. Небольшая деревня Аверьяновка в Тулунском районе вмиг опустела: на фронт забрали всех мужчин и крепких девушек. Остались только старики, женщины с детьми да председатель с бригадиром колхоза (у них была бронь).    
   

Жизнь в обмен на картошку

Тревожность ощущалось во всём, даже природа казалось, совсем застыла - урожая в первый год войны вообще не было. Если взрослые перебивались травой и гнилой картошкой, то детей было нечем кормить. Многодетная семья Шевцовых, оставшись без главного кормильца, переживала страшные времена.

- Нас, детей, в семье было шестеро, - вспоминает Александра Петровна, - мама выбивалась из сил, чтобы прокормить нас. Когда не стало урожая - не стало и молока у матери, от голода умерла семимесячная девочка. При смерти лежала и двухлетняя сестрёнка. Тогда мама пошла в соседнюю деревню и попросила помощи у знакомых. Они согласились только при условии, что мы отдадим нашу девочку насовсем (у них не было своих детей). Маме пришлось пойти на этот шаг, иначе она умерла бы, а следом, наверное, и все остальные.

Александра Шевцова. Фото: Из личного архива

Мы думали, когда придёт отец с войны, вместе отберём у них нашу сестрёнку. Конечно, мама пролила много слёз, да и сестра горько плакала. Но выбора не было, так мы отдали её за ведро картошки.

Чтобы уберечь детей от голодной смерти, мама отдала и маленькую Сашу своим родственникам в соседнюю деревню Вилинск. Там лишнему рту были не рады, поэтому даже в сильные морозы девочку отправляли просить милостыню. А на улице глубокий снег и злые оголодавшие собаки. Так продолжалось до тех пор, пока за Сашей не приехала мама.

Лисам было лучше…

От голода замертво падали лошади, умирали люди. Беспощадная и холодная зима в первый год войны забрала многих. Чтобы хоть как-то прокормиться, люди тащили эту падаль к себе домой, варили и ели.

Александра Петровна сейчас с горечью спрашивает: почему, когда люди в селениях умирали, как мухи, от голода, ни один коммунист, ни один начальник не приехал и не спросил как вы тут живёте? Не помогли спасти от голода нашу маленькую сестрёнку?

   
   

- Возле деревни была ферма с чёрными лисами, - продолжает свой рассказ ветеран труда, - и я ходила туда с работницей кормить их. В глубоком колодце хранилось мясо на их прокорм, а когда наступили голодные времени, кормить стало нечем. Тогда и приехали коммунисты, чтобы увезти всех лис….

 

Мою старшую сестру чуть не отправили на Колыму, из-за того что они с подругой ушли из колхоза и устроились проводниками на поезд. Когда их поймали, то сделали предупреждение, сестра вернулась, а подруга решила сделать ещё одну поездку. После чего она сразу же угодила на Колыму, больше мы её не видели. В то время за малейшую провинность отправляли в лагеря. Так, за сметённое зерно вместе с землёй отправилась в это страшное место наша знакомая. Никто не учёл её троих малолетних детей и мужа-фронтовика, позже детей распределили в детдома.

Александра Петровна с большой любовью пишет о своей старшей сестре: «В войну больше всех досталось ей. На ней была и гнилая картошка, и колоски на поле. За чистотой в поле следила тоже она. Всё делала, чтобы помочь маме и облегчить нам жизнь. Её сейчас нет в живых, она умерла в возрасте 80 лет».

Вернулся только наш отец

Военное время это не только голод и холод, это ещё и вши. Эти паразиты были неотъемлемой частью всех страшных времён. Они не исчезали, несмотря ни на что. Семья Шевцовых пыталась каждый раз отмыться от них в бане, а волосы полоскали водой с керосином. Вши продолжали плодиться, а волосы от такой добавки выросли ниже колен. «Паразиты вмиг исчезли, когда закончилась война», - пишет Александра Шевцова. - «Плохо помню, что мы делали и где были, когда объявили о победе, но хорошо запомнила, что чуть ли не в этот же день исчезли вши».

Большим потрясением для Шевцовых стала похоронка на имя отца. Все плакали и горевали. Но через некоторое время пришло от него письмо. Как оказалось, произошла путаница, когда тяжело раненого мужчину забрали в другую часть, как это нередко случалось в военное время.

- Когда война закончилась, отец пришёл домой, - пишет Александра Петровна. - Он был единственным в деревне, кто вернулся. Остальные погибли или пропали без вести. Отец рассказывал, как во время боёв забегал в церковь и молил Бога, чтобы вернуться живым к своей семье. Он прошёл боевой путь от Смоленщины до берегов Балтийского моря, освобождая города и сёла от врагов, и привёз с собой много орденов и медалей.

А вот маленькую сестрёнку, которую отдали за ведро картошки, вернуть так и не удалось. Когда война закончилась, ей было шесть лет, она уже привыкла к своей «приёмной» семье, а те, крепко полюбив её за это время, горько плакали, когда Шевцовы пытались вернуть свою родную кровиночку. Так и осталась девочка в другой семье.

Александра Петровна проработала 40 лет на железной дороге, и это не считая трудового стажа в колхозе. За самовольный уход из деревни её тогда чуть не сослали на Колыму. Помогли подружки из сельсовета, поставили в свидетельство о рождении штамп о замужестве. Так от «бунтарки» и отстали. Благодаря своей работе она объездила всю страну, была свидетелем всех грандиозных строек, видела таких известных людей, как Мао Дзе Дун и Фидель Кастро. У Александры Петровны - двое детей, пять внуков и пять правнуков. В этом году она отмечает юбилей - 80 лет. Редакция «АиФ» благодарит Александру Петровну за бесценные воспоминания о нелёгком детстве и желает ей крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Дорогие наши читатели!

Мы ждём от вас письма с воспоминаниями о военном времени. О том, как вы жили в это время, о чём мечтали, как встретили День Победы 1945 года. Если у вас сохранились фотографии тех лет, можете прислать нам копии. Эти воспоминания очень нужны тем, кто не знает, что такое война, но не должен забывать страшные уроки истории.
Пишите нам по адресу: 664011, г. Иркутск-11, а/я 17, или по электронной почте aifredactor@irk.ru, звоните по телефону 8 (3952) 500-529.