Уважаемые люди. Рабочие - опора, без которой нельзя идти вперёд

Не все могут быть начальниками и руководителями, работать руками тоже кому-то надо. © / pixabay.com

Татьяна Довбня  участвовала в производстве деталей самолётов всех типов, выпускаемых в Иркутске. Она  из тех редких людей, верных своей работе всю жизнь. Она встала за станок сразу после окончания школы. Признаётся, что труд тяжёлый, даже мужчины и то не все задерживаются в цехе, где женщина провела 39 лет:    
   

- Среди молодых мастеров большая «текучка». Приходят парни, поработают немного и уходят, посчитав, что для них это слишком тяжело: сверхурочная нагрузка, постоянная суета…

Без терпения и стараний

Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: Почему так происходит? Молодёжь пошла слишком слабая и изнеженная?

Татьяна Довбня: На мой взгляд, отрицательную роль сыграло и коммерческое образование - оно избаловало людей. Раньше сразу было видно, кто учится, а кто нет. Последние быстро отсеивались, поэтому из учебных заведений выходили подготовленные к профессии и к реальности люди. Сейчас можно не прилагать особых усилий, чтобы получить диплом, и это сразу видно, потому что приходит порой абсолютно неграмотная молодёжь. Хорошо, если есть желание и старание: тогда можно что-то получить из такого человека. Когда я заканчивала учёбу в институте, нас сразу предупредили: «Инженерами вы сможете считаться только через лет пять, когда наработаете практику». А сейчас у молодых трудно найти терпение, им подавай всё и сразу. Стараются попасть на завод, приходят, потом начинают искать, что полегче и, конечно, в итоге уходят. Ведь нужно время, чтобы вникнуть в работу, построить график так, чтобы было комфортно. Быстро этого не сделаешь. Один молодой человек не проработал у нас и полгода, сказал, не может, не справляется в таких напряжённых условиях. Многое зависит и от воспитания. Например, есть категория людей, которая просто не приспособлена к труду: пока им платят «подъёмные», помогают и советуют старшие, они ещё согласны работать, а когда начинается самостоятельное плавание, тут все и сдуваются. За станком нужно стоять целый день с небольшими перерывами, на это у них не хватает сил и старания.

Дмитрий Медведев на презентации самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе. Фото: Правительство РФ

«Всегда в цене»

- Иркутская область, как и многие регионы России, остро нуждается в рабочих специальностях. Но народ всё-таки не стремится выполнять государственный «заказ». Несмотря на достойные зарплаты и наличие вакансий, престиж таких профессий не растёт. Как думаете, почему?

Досье:
Татьяна Довбня родилась в 1960 году в Аларском районе Иркутской области. В 1986 году окончила вечернее отделение Иркутского политехнического института (ныне ИрНИТУ) по специальности инженера-механика.

- Вы, наверное, заметили, что офисов у нас развелось больше, чем грибов после дождя. Может, они все и нужны - не спорю. Но молодёжь думает, что в них легче заработать деньги, хотя попасть туда становится всё труднее. Я бы не сказала, что престиж рабочих профессий такой уж низкий, потому что на них тоже есть конкурс, и первого попавшегося с улицы от безнадёжности пока ещё не берут. Хорошие рабочие всегда в цене. Для меня они уважаемые люди, от которых зависит многое. Они - база, на которую накладывается всё остальное. Если у них всё хорошо, значит, и промышленность идёт вперёд. Просто многие ищут лёгких путей, а быть рабочим - это труд. Не отрицаю, что власть всячески старается привлечь людей к «пролетарским» вакансиям: я вот не помню, чтобы нам раньше предлагали дополнительные выплаты только за то, чтобы мы шли на определённую должность.

- В обществе живёт пока ещё непробиваемый стереотип: без высшего образования делать нечего. Как объяснить родителям, что если ребёнок получит среднее, «рабочее», а не высшее образование, то он не останется без работы и не станет ниже других по уровню своего развития?

   
   

- Да, уже не в шутку говорят, что «без университета» даже в уборщицы не берут. И работодатели зачастую сами в этом виноваты: нередко они требуют «вышку» даже там, где без неё спокойно можно обойтись. Я думаю, каждый родитель должен оценивать своего ребёнка по его возможностям и наклонностям. Мой сын сначала окончил техникум, а потом институт. Я ему сказала: «Ты ведь теперь можешь и на руководящую должность идти». На это он мне ответил, что хочет быть просто рабочим. Не надо насильно заставлять делать то, что противно человеку. Людям следует понять: рабочие профессии не хуже и не менее благородные, чем гуманитарные, экономические и другие - они наравне. Не все могут быть начальниками и руководителями, работать у станка кому-то ведь надо. У нас прочно сформировалось мнение, что идти в университет - обязательно, по принципу «заплатим любые деньги, лишь бы был диплом». Зачастую деньги улетают впустую. Если сотрудник покажет, на что способен, то его будут ценить, и никакое высшее образование тут не при чём. В каждой профессии можно добиться достойных результатов, если есть желание.

Медаль или деньги?

- Вы недавно получили награду. Такие моральные поощрения ещё имеют свою силу, особенно для молодёжи, или люди с радостью согласились бы на денежную «замену»?

- Безусловно, мне приятно, что мой труд и вклад в промышленность оценили. Такое каждому приятно. И молодой сотрудник не исключение. Как раз в начале работы ему нужен стимул, чтобы появилось стремление работать ещё лучше. Он понимает, что его заметили, оценили. И для молодых людей, по-моему, это нужно больше, чем для нас - «закалённых» тружеников. Деньги - это хорошо, но полностью человеческое признание и уважение они не заменят. А если заменят, то, наверное, тогда это станет окончательным позором для людей.

- А если они всё-таки предпочтут променять награду на деньги?

- Я скажу, что у них нет пока жизненного опыта и понимания, что «злато-серебро» не окупит человеческого счастья. Хотя, с другой стороны, можно и понять, почему молодые люди так культивируют деньги: каждому хочется иметь свой угол, а квартиры дорогие, без ипотечной «кабалы» не обойдёшься. Всё равно, думаю, моральные поощрения, как вы сказали, нужны. Пусть даже говорят: «Зачем мне медаль, лучше б премию дали», но на подсознательном уровне это повышает самооценку, мотивирует. А на волне эмоционального подъёма и море по колено.

Смотрите также: