Вот только расхватывать молодых специалистов, как горячие пирожки, работодатели не торопятся. Какие же препятствия встают перед выпускниками с заветным дипломом в кармане? И как примирить свои желания с требования рынка, чтобы не остаться без работы?
Без опыта - никуда
«Требуется сотрудник не старше 35 лет. Опыт работы - не менее 25 лет». В этой шутке, популярной в социальных сетях, скрывается самый горький и обидный для выпускников вузов барьер при поиске работы - отсутствие опыта.
Алёна - юрист гражданско-правовой специализации. Этим летом она получит официальное подтверждение своего профессионального статуса. По меркам многих выпускников, девушка - редкое и удачное исключение: ещё не получила диплом, а уже работает, и мало того - работает по своей специальности:
- В прошлом году я пришла на производственную практику в юридический отдел банка. Здесь сразу же вылезли наружу все недостатки вузовского обучения - много «ненужностей» и нехватка по-настоящему необходимых знаний, - делится своим опытом Алёна. - Некоторое время работала безвозмездно, потом мне предложили заключить договор. Сейчас мой трудовой стаж составляет десять месяцев - это личный повод для гордости. Безусловно, во время учёбы были сложности с преподавателями, однако, несмотря на огромное количество пропущенных занятий, мои профессиональные навыки и опыт, полученные непосредственно на практике, помогли при сдаче экзаменов.
Но если учащиеся гуманитарных профилей могут позволить себе поставить практику впереди теории и работать в ущерб обучению и этот «ущерб», наоборот, будет их преимуществом, то совсем по-другому обстоят дела со студентами технических специальностей. Учебный материал самостоятельно не освоишь, да и к работе без серьёзной научной базы не подберёшься. Даже если и удаётся выкроить время для подработки, то явно не по специальности.
У Дарьи успешная защита квалификационной работы уже позади, самое время искать рабочее место. Но хотя Дашина профессия химика-технолога числится в списках самых востребованных и редких, с трудоустройством обнаружились проблемы. Даша рассказала мне свою историю:
- В университете кафедра выдала нам лист с перечисленными в нём вакантными местами. Заявки на соискателей подают сами работодатели. От машиностроительного предприятия, в которое мне бы хотелось устроиться, была предоставлена одна вакансия. Я решила попробовать, отправила резюме, но когда пришла туда на собеседование, ко мне спустилась женщина (внутрь меня даже не впустили) и сказала, что им нужен работник как минимум с трёхлетним стажем. Я спросила, зачем тогда они отправляли заявку в вуз? Надеялись найти сверхопытных студентов? На это женщина ответила, что ничего они не отправляли.
Вот и получается, как в известном советском мультфильме только с небольшой перефразировкой: «У меня для вас есть работа, только я её вам не дам - у вас опыта нет».
Альма-матер - не в помощь?
Почти в каждом вузе есть специальные отделы и центры содействия трудоустройству выпускников. В их задачи входит формирование базы вакантных рабочих мест на основе заявок от работодателей, а также ежегодный мониторинг количества получивших работу специалистов.
Зачастую факультеты требуют от своих выпускников представить справку о трудоустройстве. Для отчётности. Одна из студенток рассказала, что деканат отказывался допускать к итоговой сессии тех, кто не приносил требуемый документ:
- Ты должен был либо «добыть» справку, что принят на работу или будешь принят после получения диплома, либо написать заявление в магистратуру. При этом никого не интересовало, будет ли человек работать или продолжать обучение на самом деле. Декан очень просил нас понять ситуацию: положительные отчёты важны для получения аккредитации и поддержания эффективности вуза. Поэтому не стоит всегда буквально воспринимать «99-процентное трудоустройство выпускников».
В большинстве случаев молодые специалисты остаются один на один со своей рабочей неустроенностью, но винить альма-матер за недостаточную помощь глупо: советская система обязательного распределения давно ушла в небытие. Более того, последние несколько лет исследователи неустанно твердят о критической нехватке специалистов рабочих отраслей и избытке выпускников вузов с гуманитарно-экономической направленностью. Но, невзирая на предупреждения, мы продолжаем укреплять стереотип о том, что престижную и хорошо оплачиваемую работу можно получить только после вуза, и создаём из высшего образования фетиш.
Комментарий
Наталья Шлыкова, начальник отдела трудоустройства и профессионального обучения министерства труда и занятости Иркутской области:
- В долгосрочной перспективе Иркутской области прежде всего нужны квалифицированные рабочие в строительной сфере, например - каменщики, арматурщики, сварщики, монтажники, дорожные рабочие. Их доля - 41,5% от общего количества вакансий в регионе. Также востребованы работники общеотраслевых профессий: машинисты бульдозеров, автокранов; водители большегрузных автомобилей; операторы технологических установок, станков. Устойчивый спрос сохраняется на вакансии неквалифицированного труда, такие как уборщики, подсобные рабочие, грузчики. Трагичный парадокс для специалистов с высшим образованием: легче найти работу без престижного статуса, который даёт университет, чем с ним. Потребность рынка в работниках с вузовским дипломом характерна разве что для профессий социальной сферы (воспитатели, педагоги, учителя, врачи) и инженерных направлений (инженер-технолог, инженер-программист, инженер-механик).
Для содействия трудоустройству молодых специалистов с 2014-го до 2018-го года действует программа «Организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области», но полагаться на неё нужно далеко не всем. Стажировки проходят по специальностям бухгалтера, секретаря, менеджера, специалиста финансового отдела, машиниста крана, электромонтёра, а также по другим «нужным» области профессиям.
Особое мнение
Станислав Погребинский, работодатель:
- В том, что выпускникам вузов сложно устроиться на работу, по моему мнению, несколько причин, которые я бы даже назвал проблемами. Во-первых, образование в высшей школе сейчас идёт в абсолютном отрыве от практики. Отсюда вторая проблема - низкий уровень профессионализма, большинству молодых специалистов больше подходит определение «любитель-дилетант». И в первую очередь это относится к техническим специальностям, где особенно всё разрушили. В частности, в Иркутске раньше было очень много промышленных предприятий с отлаженной производственной культурой. Студенты проходили там практику и получали опыт даже в такой сфере, как взаимоотношения в трудовом коллективе. Сейчас этого в Иркутске практически нет. Ещё одна проблема - общая инфантилизация молодёжи. Грубо говоря, ей не надо бороться за кусок хлеба, в итоге мотивация у нынешнего поколения гораздо ниже, чем она была у нас. Выход я лично вижу только один - устраиваться на работу с первого курса, причём на любых условиях и именно в сектор реальной экономики, и получать реальный трудовой опыт, а не только теорию.
Кстати, когда ко мне приходят молодые люди устраиваться на работу, я никогда не смотрю, какого цвета у них диплом, а предпочитаю побеседовать и взять на работу с испытательным сроком, и через пару-тройку недель уже будет понятно, хороший он специалист или дилетант любитель.