Новый отопительный сезон ознаменовался потоком вопросов к управляющим компаниям, поставщикам ресурсов и контролирующим органам. Большинство поднимаемых проблем касаются начислений за тепло, нюансы которых многим остаются непонятными.
На наиболее часто задаваемые вопросы отвечает заместитель директора по работе с бытовыми потребителями Иркутскэнергосбыта Андрей Харитонов.
Неисправный счётчик – расчёт по нормативу
Почему при оплате по фактическому потреблению оплата этого ресурса остаётся и летом, когда батареи холодные?
- Напомню, что сейчас в зоне ответственности Иркутскэнерго население оплачивает фактическое потребление тепла только в отопительный период в нескольких городах Иркутской области, в том числе Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском и Зиме. Их жители летом не должны платить за отопление. Летом они платят за горячую воду. Горячая вода оплачивается по двухкомпонентному тарифу – сама вода как носитель тепла и её подогрев. То есть в квитанции этот платёж разнесён на две строчки - кубы и гигакалории. Более никаких плат быть не должно.
В 18 муниципалитетах жители платят за отопление по факту ежемесячного потребления. В остальных муниципальных образованиях – из расчёта 1/12 факта потребления предыдущего года.
Почему при наличии в нашем доме общедомового прибора учёта тепла нам начисляют плату по нормативу?
- Причин этому может быть несколько. Управляющая компания могла просто не передать или передать поздно данные с прибора учёта. Закон установил, что индивидуальные потребители и управляющие компании обязаны передавать данные с приборов учёта не позднее 25 числа каждого месяца. Однако нередко сроки не соблюдаются. В этом случае закон прописывает начисление сначала по среднему потреблению за отопительный период, а затем по нормативу, который, конечно, гораздо выше фактического потребления.
Также причиной начислений по нормативу может стать вышедший из строя общедомовой прибор учёта тепла. Кстати, в случае его поломки вся вина ложится на управляющую компанию, которая обязана обслуживать общедомовое оборудование и берёт за это с собственников деньги. Если же УК допустила поломку прибора учёта, это считается нарушением условий договора управления многоквартирным домом, нарушением лицензионных требований, и в случае обращения собственников в органы Жилнадзора может обернуться штрафом для УК от 100-250 тысяч рублей.
Формулы не для слабонервных
В сентябре было жарко, но в платёжках за этот месяц всё равно немалые суммы за отопление. Почему?
- В сентябре, как все помнят, отопление на юге региона дали стандартно 15-16 числа. Месяц был объективно тёплым. Однако это не говорит о том, что отопление не подавалось. И зачастую жители жаловались на то, что батареи были раскалёнными. А ведь управляющая компания обязана регулировать температуру подаваемого ресурса. Если этого не делать, то платежи будут высокими даже в тёплые месяцы. Так что жители в платёжках за сентябрь получили отражение работы их управляющих компаний.
Управляющая компания в качестве разъяснения начислений за отопление вывесила в подъезде некую формулу, в которой сложно разобраться. Что это за формула, от чего зависит начисление?
- Формул несколько (см. рисунки). Первая, наиболее понятная, для начислений в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, где в квартирах нет индивидуальных счётчиков. В этом случае просто учитываются показания общедомового счётчика и равномерно делятся на площади всех помещений.
Вторая формула – для оборудованного общедомовым прибором учёта дома, где не все жильцы установили индивидуальные счётчики в своих квартирах. Здесь несколько вариантов начислений – для тех, у кого есть индивидуальный прибор учёта, и для тех, у кого его нет.
Все эти формулы родились не просто так, а как результат того, что в новостройках в квартирах стали устанавливать индивидуальные счётчики тепла. Было множество споров по поводу использования этих индивидуальных приборов учёта тепла в расчётах. Точку поставил Верховный Суд: при наличии в квартире своего прибора учёта тепла, его показатели должны учитываться при начислении платы. Прозрачности эти формулы не добавили. Самостоятельно потребитель не сможет сделать правильный расчёт, потому что ему нужны данные, которые есть только у ресурсоснабжающей организации либо у управляющей компании.
Кстати, для того чтобы облегчить понимания начислений по этим формулам, Иркутская энергосбытовая компания разрабатывает проект, который позволит в личном кабинете потребителя на сайте компании или в нашем мобильном приложении получить разъяснение, как рассчитывается конкретная квартира. Это будет своего рода шпаргалка-калькулятор, который позволит потребителю разобраться в начислениях по его квартире или дому. Планируется, что проект запустят до конца года.
Советы
Оплата по факту
Когда в доме отсутствует общедомовой прибор учёта тепловой энергии, плата рассчитывается на основании площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены органами местного самоуправления. Если в квартире никто не проживает, за неё всё равно нужно платить.
Кто за что отвечает?
Централизованные системы теплоснабжения – трубопроводы, которые идут от теплоисточника до ввода в дом. За их содержание отвечает ресурсоснабжающая организация. Внутридомовые инженерные системы домов – от ввода в дом до квартиры каждого потребителя. За их содержание в многоквартирном доме отвечает управляющая компания, ТСЖ или ЖКС. Внутриквартирное оборудование – зона ответственности собственника помещения.
Тепло или холодно
Комфортная температура
Отрегулировать подачу тепла в доме до комфортного уровня в зависимости от температуры наружного воздуха можно двумя путями: 1. Контролировать УК, которая обязана это делать. 2. Установить погодоведомое оборудование.
Энергосбережение
На качество услуг и объём потребления тепловой энергии влияет эффективная работа управляющей компании. Ежегодно ТСЖ, ЖКС или УК обязаны разрабатывать и доводить до собственников помещений перечень энергосберегающих мероприятий. А собственники вправе заказать УК эти работы при рассмотрении планов работ на ежегодном собрании. Проведение ремонтов внутридомовых инженерных систем ваших домов – это обязанность управляющей компании. За такое обслуживание с собственников взимается плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Что делать, если…
…у вас холодно дома или температура горячей воды не соответствует норме, необходимо обратиться в аварийную диспетчерскую службу УК, ТСЖ.
…если нарушение качества услуг произошло во внутридомовых сетях, то потребитель вправе требовать возмещения причиненных убытков с УК, ТСЖ, ЖКС. Если нарушение произошло внутри квартиры (кроме стояков), то это вина самого потребителя.
Внимание! Демонтаж систем отопления запрещён.
Смотрите также:
- Оплата без предупреждения. Новый отопительный сезон преподнёс сюрпризы →
- Вопросы ЖКХ. Кому сделают перерасчёт за тепло? →
- Новые коммунальные правила →