Примерное время чтения: 4 минуты
207

Особенности зимней езды. О чём нужно помнить водителям в гололед

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Восточной Сибири 02/11/2022
Зима – пора повышенного риска для автомобилистов. Но основные правила безопасного вождения следует помнить круглый год.
Зима – пора повышенного риска для автомобилистов. Но основные правила безопасного вождения следует помнить круглый год. freepik.com

Зима – пора повышенного риска для автомобилистов. Но основные правила безопасного вождения следует помнить круглый год. О них рассказал инструктор обучения контраварийному вождению ПОУ «Иркутская объединённая техническая школа ДОСААФ России» Сергей Степанов.

Летней резине – бой

Начнём с того, что автомобиль к зиме нужно тщательно подготовить. Помимо замены технических жидкостей основной упор стоит сделать на шины. Именно с их помощью автомобиль взаимодействует с дорожным покрытием. Чем выше у колёс сцепление с дорогой, тем выше будет уровень безопасности. Зимой ездить на летней резине смерти подобно, потому что в таком случае машина становится практически неуправляемой. Во время гололёда не факт, что вас не «понесёт» даже при, казалось бы, безопасной скорости в 40 километров в час.

Поворачивай в сторону заноса

Всегда следует помнить о том, что автомобиль живёт по законам физики, и взаимодействовать с ним нужно соответствующе. Нужно понимать, что, реагируя на занос задней оси, необходимо повернуть по законам физики – в сторону заноса. Однако на автомобилях с разными типами привода есть свои особенности. На переднеприводном нужно не отпускать газ, а, наоборот, немного «поддать». На заднеприводном газ нужно закрыть полностью, отпустив педаль.

В случае с полным приводом всё зависит от его схемы: при заносе он может повести себя и как заднеприводный, и как переднеприводный. Некоторые считают, что система стабилизации может помочь водителю. Но ведь она не может увидеть, куда движется автомобиль. Управляет им всё равно человек.

Соблюдай дистанцию

Безопасную дистанцию невозможно определить в метрах – у нас ведь в голове нет лазерного дальномера. Считается, что она составляет три секунды: за это время водитель должен оценить ситуацию и принять экстренные меры – например, перенести ногу с газа на тормоз. А ведь за это время автомобиль продолжает движение, при скорости 36 километров в час он едет со скоростью 10 метров в секунду. Поэтому нужно помнить о безопасной дистанции, чтобы не пришлось применить контактное торможение в задний бампер впередиидущей машины.

Безопасную дистанцию невозможно определить в метрах – у нас ведь в голове нет лазерного дальномера. Считается, что она составляет три секунды: за это время водитель должен оценить ситуацию и принять экстренные меры.

Проверить, чувствуете ли вы безопасную трёхсекундную дистанцию, просто: смотрите за автомобилем, едущим впереди, и, как только он поравняется с каким-нибудь ориентиром, начинайте отсчёт: 321, 322, 323. Если вы закончили считать и оказались у того самого ориентира – вы всё сделали правильно. Если доехали до него раньше – дистанция была маленькой.

Многие говорят, что, если я буду ехать с такой дистанцией, впереди постоянно будут вклиниваться другие машины. Мы с коллегой делали расчёт: если мы поедем из Иркутска в Шелехов и гипотетически каждую минуту перед нами будет встраиваться другой автомобиль, мы приедем в пункт назначения на полторы минуты позже – но зато в безопасности.

Лучший стиль вождения

Разницы между зимним и летним стилем вождения как таковой нет, ведь он один – безопасный. Есть много нюансов, которые помогают лучше чувствовать машину. Например, посадка. Если вы просто сели в кресло, чтобы вам было максимально удобно – не факт, что вы сели правильно. Нужно, чтобы спина максимально контактировала с подушкой сиденья. Опытный водитель «спиной» чувствует малейшие изменения и может раньше заметить самое начало заноса.

Также обе руки в момент движения должны быть на руле. Конечно, современные модели машин оснащены гидроусилителем руля, так что крутить его можно одной рукой, однако при резком маневрировании руль наоборот будет наливаться тяжестью, и одной рукой его будет не сдвинуть. Не следует отвлекаться на разговоры по телефону. Немецкие учёные подсчитали, что даже разговор с использованием беспроводной гарнитуры повышает риск аварийности в четыре раза.

Даже при проезде регулируемых перекрёстков в первую очередь нужно руководствоваться правилом здравого смысла. Большая часть аварий происходит в первые пять секунд после включения разрешающего сигнала светофора. Конечно, если вы ехали по правилам и попали в ДТП, с точки зрения закона будете правы, но сколько сил и времени нужно будет потратить, разбираясь со страховкой и ремонтом. Поэтому сначала нужно убедиться в безопасности манёвра и только потом двигаться.

Главное – плавность

В зимний период особенно важна плавность в работе с органами управления автомобилем. Нужно плавно разгоняться и плавно тормозить. Не стоит делать резких поворотов, поскольку на скользкой дороге существует риск потери контроля над передними колёсами, от движения которых зависит управляемость автомобиля.

При проезде любых неровностей сбавлять скорость стоит не тогда, когда вы уже на них наехали, а перед этим. Торможение – это та соломка, которая стелется до препятствия, а не во время. При проходе неровностей на скорости вся нагрузка будет передаваться на подвеску, и её придётся чаще ремонтировать. В идеальных условиях торможение должно происходить на прямых колёсах, поскольку в таком случае центробежная сила равна нулю.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах