Художник Игорь Смирнов создаёт футуристические фотоколлажи с необычными видами Иркутска - таинственные, загадочные, манящие. Мастер занимается классической живописью, ранее расписывал храмы, а теперь освоил компьютерное искусство.
Речь идёт о работах, представленных в Областной библиотеке им. Молчанова-Сибирского на выставке Игоря Смирнова «Гипногештальт». Кстати, изначально она должна была называться просто - «Отражение». Нынешнее же наименование экспозиции пришло из, на первый взгляд, далёкой от живописи психотерапевтической науки.
Чем вдохновился?
- Гештальт, грубо говоря, это идея фикс, навязчивая мысль, желание, от осуществления которого зависит психологическое состояние человека, - объясняет Игорь Смирнов. - А гипногештальт - это усиление смысла, такой гештальт, от которого уже невозможно отделаться. Это красивая метафора попытки художника завладеть вниманием зрителя и разрушить канон, порочную закономерность. Из элементов настоящего я создаю зачаровывающие виды, собираю из обломков окружающего мира новые картины, и эта новая реальность способна отматывать время назад, замедлять и останавливать его ход, рисовать другое будущее.
Главным героем произведений Игоря Смирнова всегда был Иркутск, и новая выставка не стала исключением. Только теперь это особый взгляд на город.
- Идея выставки возникла в начале лета, когда я создавал коллажи с видами Иркутска, - рассказывает художник. - Темой стали неповторимый хаос и эклектика города, когда огромные многоэтажки как бы вытесняют скромные старые домики. Всё это выглядит экзотично. Делая коллаж, я попробовал использовать отражение. И оно очень интересно сработало. Я походил по городу, сделал снимки нашей архитектуры и начал создавать новые произведения. Когда любую вещь отражаешь в зеркале, да ещё и в четырёх вариациях, получается интересная картина, похожая на узоры в калейдоскопе. Возьмём, например, деревянный дом: на первый взгляд кажется, будто он симметричен, но когда мы отсечём одну половину, а вторую зеркально отобразим, получается более совершенный, идеальный образ.
Почему фотошоп - это тоже искусство?
В создании работ для выставки «Гипногештальт» художник использовал программу для редактирования «Фотошоп»: загружал фотографии Иркутска, отсекал всё лишнее, выбирал наиболее красивые фрагменты и отражал их друг в друге. Получаются настолько необычные образы, что здания, запечатлённые на коллажах, насилу можно ассоциировать с реальными домами в центре города - настолько они кажутся нереальными.
- У многих к фотошопу весьма предвзятое отношение, к изображениям, созданным с его помощью, относятся пренебрежительно, - добавляет Игорь Смирнов. - Но ведь ещё 500 лет назад творцы делали оттиски на металле или дереве. А современные художники вполне могут использовать и современные технологии. Понятно, что нельзя любое творение причислять к произведениям искусства. Автор должен быть самому себе строгим и беспристрастным судьёй и отбирать только лучшие произведения.
При создании коллажей Игорь Смирнов применяет минимум обработки, не использует фильтры - только обрезает фотографии и совмещает их.
- Единственное, что я сделал из серьёзного редактирования, это вырезал небо на коллажах и оставил только черноту. Благодаря этому изображённые на них дома приобретали новый, практически космический образ, - поясняет автор.
Кстати, помимо создания цифровых произведений Игорь Смирнов работает и в более традиционных техниках. В этом году в Иркутске прошли несколько выставок автора - на них экспонировались в том числе и работы в технике масляной живописи и печати на холсте с доработкой акриловыми красками. 21 октября выставка графики с участием нескольких работ автора откроется в музейной студии краеведческого музея.
- Я пробовал себя в разных видах искусства, - рассказывает художник. - 15 лет занимался росписью храмов - на Ольхоне, в Пивоварихе. Оформлял книги, детские сказки. Например, книга стихов Владимира Скифа уже разошлась по всему миру, готовится новый тираж. Хочется в будущем заняться портретной живописью, многие просят, хотят увидеть мои работы в этом жанре, но, к сожалению, всё успеть очень сложно.