Работы иркутского художника Дмитрия Меркулова регулярно попадают на крупные выставки, их покупают в России и за рубежом. Как и из чего рождается графическое искусство, рассказывает сам автор.
Цикл про Хайтинский завод
Большая часть работ Дмитрия Меркулова об Иркутске и малой родине: на них запечатлены здания, странные фасады, природа.
- Я родом из Черемхово, поэтому в моей коллекции много картин, посвящённых родному городу, - рассказывает Дмитрий. - Сейчас живу в Ангарске - соответственно, ему тоже есть место на линогравюрах. Ну и конечно, куда без Байкала - его я рисую много и часто.
Особенная любовь у художника к исторической тематике. Например, этой весной вышел цикл про Хайтинский керамический завод, находящийся в посёлке Мишелевка Усольского. района. Ради этих картин Дмитрий проделал огромную работу.
- Подготовительный этап всегда самый тяжёлый, но самый интересный. Чтобы создавать картины по каким-то объектам, нужно знать их историю и специфику. На керамический завод я, к примеру, ездил лично. Меня туда, конечно, не пустили, потому что там всё разрушено, но я полазил по заборам, сделал несколько фотографий. Затем добывал информацию в музеях и архивах - смотрел исторические фотографии завода и изделий, которые там выпускали. Много читал про основателей завода - отца и сыновей Переваловых. Словом, выполнил большую исследовательскую работу и перевёл все полученные знания в графику.
В планах - создать такой же цикл по Иркутской чаеразвесочной фабрике и заводу «Кедр».
- Помимо заводов и фабрик я увлёкся темой иркутских меценатов, но она тоже требует серьёзной подготовки в плане истории. Думаю, я всё-таки реализую свою задумку.
Доступное искусство
Графикой Дмитрий Меркулов увлёкся с детства, когда учился в художественной школе. В студенчестве любовь к этому виду искусства только усилилась и не отпускает до сих пор.
- Когда передо мной после школы встал выбор: кем стать, я, честно говоря, не знал куда идти, - признаётся Дмитрий. - Мне с детства нравилось рисовать, за плечами была художественная школа, и я твёрдо решил - буду художником. В тот момент в педагогическом институте открылась новая кафедра изобразительного искусства, преподавать там должны были именитые иркутские художники. Туда и пошёл, а потом отступать было уже некуда, тем более что студентом я выставлялся и смог заработать себе некий авторитет.
Почему именно графика?
- Когда я жил ещё в Черемхово, мне было многое недоступно в плане материалов: бумага, краски, кисти. В маленьком шахтёрском городке мы жили в какой-то изоляции и удалённости от больших возможностей, и графика с её лаконичностью и простотой (здесь требуется минимум инструментов) из всех направлений была самым доступным вариантом, - объясняет Дмитрий. - Мне доставляет удовольствие сам процесс создания картин. Кто-то любит краску мазать, а я люблю работать со штихелями (металлический режущий инструмент), с формами, с прессом.
Этот процесс, по словам Дмитрия, очень медитативный: когда ты полностью погружаешься в создание картины и потом видишь интересный результат. В печатной графике, по мнению художника, есть эффект неожиданности - иногда до последнего неизвестен точный результат.
- Мы можем экспериментировать с материалами, фактурами и техниками - получается всегда что-то необычное, новое и интересное, потому как всё, что под руку попадётся, то и может стать частью картины, - добавляет мастер.
Шедевры на линолеуме
Все представляют художников с мольбертом, красками и холстом, однако у графиков набор инструментов совсем другой - у них в ходу резаки штихели, печатные станки или прессы и типографская краска в огромных банках. Кстати, Дмитрию пресс заменила, как ни странно, обычная столовая ложка.
- Мои коллеги в шутку называют меня ложкарём, - смеётся художник. - Ложкой я печатаю свои картины. Вообще мне для работы нужен пресс, и так как его у меня нет, то я использую обычную ложку. Ею я каждый миллиметр работы притираю и вдавливаю, чтобы краска с формы перенеслась на основное полотно. Физических сил и времени на такой способ уходит, конечно, очень много, но от этого потом и много удовольствия.
Времени на печатание одной работы размером 50 на 50 см уходит около получаса, тогда как на станке или прессе печать занимает меньше одной минуты. И это не учитывая подготовительную работу - изготовление эскиза, вырезание самой формы. Плюс ко всему ложка может подвести - не пропечатать элементы, сдвинуть форму, плохо накатать краску.
Неудачные работы художник использует как черновики для исправления своих ошибок. Благодаря им он может изменить рисунок или усовершенствовать форму для печати. Кстати, формы бывают самые разные - всё зависит от техники. Дмитрий, например, чаще всего работает в технике линогравюры - для неё использует самый обычный линолеум, который покупает в строительных магазинах. Хотя более правильно брать специальный гомогенный линолеум, но в магазинах Иркутской области его не достать. Линолеум художник обрабатывает, шлифует, наносит на него эскиз и резаками-штихелями готовит форму. Интересный факт: если в работе есть несколько цветов, то и форм изготавливается несколько - по одной на каждый цвет.
Сейчас Дмитрий Меркулов трудится над новым циклом картин. Что интересно, чаще всего он работает серийно и гораздо реже создаёт одиночные гравюры.
- Мне нравится делать небольшие циклы на 4-5 картин, - рассказывает Дмитрий. - Причём иногда это не совсем картины даже. Например, у меня есть несколько работ размером с открытку, на них виды Иркутска. Их, кстати, почему-то больше оценили в других городах, нежели у нас. Такие сувениры хорошо расходятся среди туристов.
Кстати
Сейчас работы Дмитрия представлены на выставке печатной графики в музейной студии Иркутского областного художественного музея. Работать экспозиция будет до 12 декабря.
Досье
Дмитрий Меркулов Родился в 1984 году в городе Черемхово Иркутской области. Учился на кафедре изобразительного искусства в ПИ ГУ. 15 лет преподавал в Черемховской школе искусств, сейчас преподаёт в Ангарске. Уже больше 10 лет Дмитрий состоит в творческом объединении художников «Красный квадрат».
Любит путешествовать по России, занимается фотографией.