140

Один за всех. Григорий Шаров - о создании фестиваля стрит-арта в Братске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ в Восточной Сибири 15/09/2021

О художнике Григории Шарове заговорили в августе 2020 года - тогда он впервые запустил фестиваль стрит-арта «Один за всех» с уникальной концепцией: создавал работы в Братске по эскизам мастеров из других городов страны.

Григорий сменил множество профессий, но все они так или иначе связаны с креативом и созданием чего-то нового: актёр театра, рекламист, маркетолог, ведущий на радио. Стрит-арт для него больше хобби.

- Я увлёкся граффити в подростковом возрасте, как раз тогда была в моде хип-хоп культура, - рассказывает Григорий. - Постепенно увлечение отошло на второй план, хотя я продолжал следить за творчеством некоторых художников. Вторая волна интереса возникла, когда я жил уже в Москве. Посмотрев фильм «Выход через сувенирную лавку» режиссёра Бэнкси про уличных художников, в том числе про самого Бэнкси, я взглянул на мир стрит-арта с другой стороны и потихоньку вернулся к граффити, а когда переехал в Братск, начал создавать масштабные работы.

- Почему не прижился в Москве?

- Пришлось вернуться по личным причинам. И первое время я не мог привыкнуть к той обстановке и атмосфере, которая царит здесь, к разговорам о гопниках, АУЕ, бандитах и так далее. Кстати, эти впечатления вдохновили меня на создание одной из первых масштабных работ под названием «Спортсмены».

В Братске тогда стрит-арт почти не развивался, я, по сути, был первопроходцем. Конечно, можно было бы остаться в Москве, где люди более привычны к такому виду искусства, и работать там, но в столице уже и так слишком много художников, есть свои объединения и высокая конкуренция. Хотя, с другой стороны, и возможностей для самовыражения тоже больше.

Эксперимент удался

- Зато на родине твоё имя у всех на слуху с самого первого фестиваля «Один за всех», который стартовал в прошлом году. Расскажи, как родилась эта идея и многие ли художники поддержали её?

- Мне хотелось, чтобы в Братске произошло какое-то интересное и масштабное событие, чтобы он приобщился к культурной жизни. Когда мне пришло в голову сделать фестиваль стрит-арта в первый раз, я подумал: а что будет, если я организую его стандартно? Придётся походить по кабинетам чиновников, собрать кучу разрешений и в итоге организовать посредственный фестиваль, который мог бы пройти в любом городе России. Как обычно бывает: работы максимально безобидные и большого формата. А мне хотелось не просто разрисовать несколько фасадов. Было желание, чтобы в городе появились разноплановые работы разных художников на любые темы.

И уже потом мне пришла идея непосредственно формата «Один за всех» - когда мне присылают эскизы, а я их воплощаю. Конечно, были сомнения в том, согласятся ли авторы, чтобы за них рисовал кто-то другой, находящийся за несколько тысяч километров. Честно говоря, если бы мне предложили принять в участие в таком эксперименте ещё несколько лет назад, я бы отказался. Но желающих нашлось достаточно. Оказалось, что сложнее всего не набрать художников, а наоборот, решить, чьи работы в итоге появятся на улицах Братска, потому что эскизов поступило неожиданно много.

- На втором фестивале ты решил расширить географию и пригласить авторов из разных стран - тоже не было отбоя от желающих?

- Здесь всё сложнее. Большинство авторов - признанные знаменитости, у них много заказов и приходится долго ждать ответа. К тому же часто общаешься не напрямую с ними, а с менеджерами, что тоже осложняет процесс. Я старался выбирать художников со всех континентов. Слишком просто взять только мастеров из Европы - намного интереснее найти представителя стрит-арта, например, в Африке. Также работаем с авторами из Бразилии, Австралии, Франции, ЮАР, Италии, Испании, США, Израиля. Я всегда стараюсь, чтобы работы были разноплановыми, но специального фильтра у меня нет. Кто-то разрисовывает дорожные знаки, кто-то творит в определённой технике. Пока облик фестиваля наверняка предугадать сложно, я жду ответа ещё от нескольких художников.

«К разрушению своих работ отношусь спокойно»

- Некоторые относятся к уличному искусству пренебрежительно, есть ли, на твой взгляд, грань между стрит-артом и классическим искусством?

- Единственная грань между искусством и стрит-артом в том, что последний находится на улице. Человеку не нужно идти в музей, как-то специально готовиться к тому, чтобы встретиться с работами мастера. Как и в восприятии любого вида искусства, здесь важна насмотренность и культурный бэкграунд зрителя. Если этого нет, очень сложно начать это воспринимать позитивно.

- В России граффити можно назвать достаточно хрупким видом искусства, который могут уничтожить в любой момент. Осложняет ли это работу уличного художника?

- Не могу сказать, что в России к стрит-арту относятся как-то слишком негативно. Сейчас, во время второго фестиваля, я общаюсь с художниками из разных стран и изучаю их опыт. Например, в Европе с этим всё просто: граффити на улицах много, и они считаются достопримечательностью. А в Японии такого нет - там не выходят на улицы просто так и не рисуют что-то на социальную или политическую тематику. Всё по согласованию. В России ты просто приходишь, рисуешь и не спрашиваешь ни у кого разрешения. А потом какой-нибудь подросток или сотрудник сферы ЖКХ придёт и уничтожит или закрасит работу - и тоже не будет спрашивать ни у кого разрешения. Мы с ними в равных условиях находимся, таковы правила игры.

Согласованием работ я не занимаюсь, никакого серьёзного наказания за это не получал. Только, если, например, полицейские проедут мимо, пока ты рисуешь, у них могут возникнуть вопросы - в этом случае максимум выпишут штраф.

К разрушению своих произведений я отношусь спокойно. А вот если это фестивальная работа, я, конечно, расстраиваюсь. Я как будто приглашаю художника к себе домой, в Братск, а здесь его искусство ломают или закрашивают. Особенно часто это происходит во время второго фестиваля. Многие работы я сделал заранее, поскольку мне нужно было уехать из города, и постепенно выкладывал их фото в соцсети. И так получилось, что, стоило мне только их выложить, как их тут же повреждали, хотя до этого они могли мирно существовать несколько недель. Хочется верить, что это не делается специально. К тому же на этот раз работы максимально мирные, никакого политического или социального подтекста в них нет.

Понимают и принимают не все

- Удивительно, твои фестивали привлекли внимание многих россиян в интернете, а земляки со скрипом принимают такой креатив.

- Это нормально, всегда что-то новое сначала вызывает страх, неприятие. Конечно, сейчас приходится признавать, что стрит-арт работы живут в основном в интернете, там их могут увидеть больше людей. Например, если на одну мою работу в Братске посмотрит от силы тысяча человек, то в интернете столько людей увидит её уже через несколько минут.

Не могу сказать, что у братчан дико негативное отношение к моим работам, но подобные мнения встречаются, я вижу их в комментариях в интернете. Понимаю, что часть людей пока просто к этому не готова. Особенно трудно представителям старшего поколения, которые до этого никогда не сталкивались с уличным искусством и не могут сразу решить для себя, как они к этому относятся. Поскольку во многом тема эта непонятна, первая реакция автоматически будет негативной. И это нормально. Вот человек ходил на работу каждый день, видел одни и те же места. И вдруг появилось что-то яркое, выбивающееся и говорящее о какой-то проблеме.

Социум пытается автоматически подвести всё под общее среднее, и на что-то инородное возникает негативная реакция. Так люди определяют, кто «свой», а кто «чужой». Я думаю, что в целом отношение будет постепенно меняться. Уже по реакции в соцсетях понятно, что потихоньку-помаленьку есть сдвиги в этом направлении. Остаётся вопрос, какую позицию займут власти.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах