Примерное время чтения: 5 минут
299

Преображая Иркутск. 9 муралов появилось во время проекта «Голос улиц»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Восточной Сибири 11/10/2023
Работа Кирилла Ведерникова на улице Степана Разина.
Работа Кирилла Ведерникова на улице Степана Разина. / Анна Попова / АиФ

Не так давно в Иркутске завершился ежегодный фестиваль уличного искусства «Голос улиц». Несколько месяцев художники из Москвы, Тель-Авива, Хабаровска и других городов создавали девять уникальных ярких муралов в разных районах города.

Корреспондент irk.aif.ru побеседовал с одним из участников фестиваля – членом Союза художников России Кириллом Ведерниковым из города Вязники Владимирской области.

Город в городе

«Эскиз для этой работы у меня уже был, но немного в другой форме. Приехав в Иркутск и увидев фасад, на котором должна была разместиться работа, я понял, что сюда лучше всего подойдёт именно он, – говорит автор. – Конечно, были небольшие правки со стороны администрации, но в итоге всё получилось».

Мурал Кирилла Ведерникова на фестивале в Иркутске получил название «Преображение». Он находится на фасаде дома номер 9 на улице Степана Разина. Ее хорошо видно, как со стороны немецкого сквера, так и при съезде с Глазковского моста в сторону центра. 

«Мы видим древний город, в облике которого объединяются европейские и восточные архитектурные элементы, – рассказывает художник. – Он находится в едином пространстве и как бы возвышается над скалой. И этот белокаменный город как бы отражает беспрерывный процесс изменения и возрождения. Кстати, работа во многом перекликается и с историей Иркутска. Город начинался с острога, а потом начал постепенно развиваться, и пришел к тому облику, который есть сейчас. Ведь это тоже своего рода преображение, когда из некой грубой материи рождается что-то новое и интересное. Мне очень понравился Иркутск и его энергетика. Работа очень хорошо вписывается в пространство по колориту и содержанию. На первых порах она вызвала немало споров. Но для художника это даже плюс: хорошо, когда твоя работа вызывает внутренний диалог у людей».

В работах Кирилла Ведерникова современные образы органично переплетаются с архаичными. Это видно, в том числе и в «Преображении»: если присмотреться, среди строений города можно разглядеть очертания заводских труб.

«В основе моего авторского почерка лежат три направления, сильнее всего повлиявших на меня: древнерусская икона, русский авангард и немецкая готика, – рассказывает Кирилл. – Готика привлекает своей атмосферой, авангард – угловатостью форм, а иконография – христианскими образами и общим подходом к работе. В моих картинах внутренние переживания перекликаются с происходящими вокруг событиями и соединяются посредством христианских и мифологических образов. Получается, что новый мир пересекается со старым, как бы «врезается» в него и перевоплощается в единое пространство».

Начинал с граффити

Прежде чем прийти к монументальному искусству, Кирилл Ведерников прошел долгий творческий путь. Сначала в школьные годы, как и многие из тех, кто взрослел в конце 90-х – начале «нулевых», увлёкся граффити. Однако визуального языка, которое это направление могло предложить, будущему художнику оказалось недостаточно.

«Я быстро понял, что пластический язык букв не позволяет мне в полной мере выразить те мысли, которые я хочу воплотить в своих работах, – говорит он. – Поэтому я решил дальше развиваться как художник, поступив в художественно-реставрационное училище. Именно профессиональное образование прокачало меня как автора, а знакомство с образцами искусства старых мастеров вдохновило меня на создание монументальных работ».

Кстати, помимо необычного стиля, Кирилл Ведерников работает и в нестандартной для стрит-арта технике. При создании муралов он принципиально не использует баллончики, которыми обычно рисуют граффити.

Автор предпочитает работать не аэрозольной краской, а кистями и валиками.
Автор предпочитает работать не аэрозольной краской, а кистями и валиками. Фото: Предоставлено организаторами / Анастасия Худякова

«Предпочитаю работать кистью и валиком, – говорит Кирилл. – Аэрозольные краски отличаются более ярким цветом, но я уже отошел от чересчур сочных цветов, отдавая предпочтение более благородным оттенкам и техникам. К тому же, такая краска достаточно быстро осыпается и теряет первоначальный вид. Считаю, что культура мазка кисти тоже играет большую роль в работе над художественным произведением».

Работы Кирилла Ведерникова есть не только в разных городах по всей России. Муралы, вышедшие из-под его кисти можно найти и за рубежом. Например, в 2021 году его работа «Чаша искупления» украсила один из фасадов в итальянском городе Стильяно. Её сюжет отсылает к легенде о чудесном спасении города от чумы.

«Не вижу глобальной разницы в отношении к уличному искусству в России и Европе: к тому же мне всегда везёт на единомышленников, которые поддерживают мои идеи и помогают в их реализации, – говорит Кирилл. – Конечно, за рубежом гонорары заметно отличаются от наших, но это все бытовые детали. Для художника главное иметь саму возможность создавать то, что хочется. Я открыт ко всему миру, и ездить в путешествия, а также работать в разных точках земного шара для меня наслаждение».

По наблюдениям Кирилла Ведерникова, в России отношение к стрит-арту в последние годы существенно изменилось. Если раньше оно ассоциировалось в первую очередь с вандальными надписями, то теперь оно вполне приблизилось к понятию искусства. Во многом этому помогает появление большого числа масштабных, согласованных с властями работ, которые становятся точками притяжения для горожан и туристов.

«Замечательно и то, что само понятие мурала перестало быть диковинным для россиян, – уверен художник. – Отношение меняется, поскольку люди видят работы профессионального уровня, которые делают города краше. И за это спасибо ребятам, которые организуют такие независимые фестивали, как тот, который есть в Иркутске».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах