23 февраля на единственном в России Музее на свалке, расположенном на Александровском тракте близ Иркутска открылась новая экспозиция. Событие не зря приурочили ко Дню защитника Отечества, ведь это зал боевой славы, здесь собраны экспонаты, связанные с войной.
Семь танков на ходу
Как говорит Александр Расторгуев, который собирает музей на полигоне уже 16 лет, не все экспонаты нового огромного зала нашлись на свалке, хотя и такие есть. На вопрос, неужели у людей поднялась рука это выбросить, Александр быстро отвечает:
- Я уверен, они не специально. Был, например, такой случай: семейная пара как-то привезла на полигон целый грузовик старой мебели. Падая, один из шкафов открылся, и я увидел, как там сверкнуло что-то. Подхожу, а это парадный военный китель - весь в орденах. Я спрашиваю, у супругов, как можно выкинуть такое, а они отвечают, что даже не видели, что висело в этом шифоньере, мол, купили квартиру вместе со старой мебелью и спешили избавиться от неё, чтобы скорее сделать ремонт, - рассказывает музейщик.
Этот китель (имя его героя-обладателя Расторгуев пытается узнать до сих пор) тоже станет одним из ценнейших экспонатов.
Новый военный зал расположен рядом с полем, на котором реконструировали сражение под Прохоровкой - оборонительной фазы Курской битвы. Площадку с этим видом основатель музея называет летней, сейчас танки, наши Т-34 и немецкие «тигры», пушки, в том числе ЗИС-2, бронетранспортёры и самолёты-штурмовики укрыты ровным слоем снега, отчего их не так просто рассмотреть.
- Детали для танков мы собираем со всей страны, где что найдём - привозим. Мы, правда, ничего не привезли целого: кусочками, частями, запчастями… - рассказывает Расторгуев.
Удивительно, но семь танков - на ходу. Посмотреть на них в движении можно было в 2019 году, когда ко Дню Победы здесь устраивали реконструкцию сражения, когда всё «дымилось, коптилось и горело». Интерес к этому в Иркутске проявили большой: съехались около 15 тыс. человек, на тракте, который ведёт к полигону, даже образовалась огромная пробка.
- Я пережил такой душевный подъём, когда в конце сражения все люди хором трижды крикнули «Ура!» Это не передать словами, - говорит основатель музея.
Отходы с крыши
В музее на свалке что-то новенькое появляется постоянно, но знают его в основном по «открыточным» видам: высокой сложенной из брёвен крепости, нескольким десяткам металлических рыцарей в человеческий рост, двум огромным кораблям с синими парусами и строптивому серебристому коню, вставшему на дыбы. Мимо всего этого то и дело проезжают гружённые мусором оранжевые машины. Они, кстати, единственное, что напоминает о полигоне отходов, который находится рядом. Несмотря на то, что «свалка» и музей соседствуют, мусором здесь совсем не пахнет, вокруг - чистый снег и высокие сосны.
На вопрос, как пришла в голову идея создать такой музей, Александр, который полтора десятка лет проработал директором полигона ТБО, отвечает, что родился и вырос в маленькой деревне в Аларском районе, а там к любой, даже самой никчёмной, вещи относились серьёзно и никогда не выкидывали то, что можно отремонтировать, починить, переделать.
- Когда я стал работать здесь, - основатель музея показывает в сторону полигона, - мне было жалко, что столько всего под бульдозер попадает. Я с первого дня во время сортировки стал что-то ценное и интересное в сторону откладывать. Так музей и вырос.
Корабли, рыцари и крепость - тоже бывший мусор: дерево - отходы с пилорам, металлические доспехи и лошади - остатки кровельных материалов. Чтобы придать им нужную форму, металл прокатывали через две трубы и буквально «сшивали» такие лоскутки в единую конструкцию.
«Спорт-1» и «Зингер»
За воротами крепости или «острога», как говорит Александр, здание, на котором висит сделанная из дерева табличка «Музей». Это исторический зал, в котором собраны предметы быта иркутян разных времён: от деревянного плуга для пашни и до советского велотренажёра «Спорт-1», фотоаппаратов ФЭД, «Зенит» и швейных машинок «Зингер». В длинных рядах с экспонатами затесался даже старый самогонный аппарат, он соседствует с огромным гипсовым бюстом Ленина. На полках - сотни, а то и тысячи предметов. Только стеллажи с телевизорами, выставленными в три ряда, тянутся несколько метров. Они напоминают витрину магазина электроники, только очень старую. Все эти предметы основатель музея называет диковинками.
- Сюда часто школьники приезжают с учителями истории, и у них не хватает и трёх - четырёх часов, чтобы всё рассмотреть, ведь здесь разные эпохи: от современности до глубокой старины. В этом зале, наверное, вся история страны, не только Иркутска, - говорит Александр Расторгуев, подходя к стене, на которой висят полки с музыкальными инструментами: гармошками, аккордеонами, гитарами. - Случай такой был: в позапрошлом году к нам приезжала большая группа ветеранов войны, два автобуса - человек 70, я им небольшую экскурсию проводил. Одна бабушка, ей под 90 лет, попросила снять со стены гармошку, и давай фронтовые песни играть. Мы плакали здесь все. И как она поняла, что инструмент рабочий? Мы его ей и отдали.
Говоря об одном из самых ценных экспонатов, основатель музея, подводит нас к деревянному корыту.
- Оно оригинальное, не новодел, это показали результаты спектрального анализа. У нас этот экспонат часто просят музеи, но мы не отдаём. Просто глядя на это корыто, можно представить, как раньше жили люди: как мылись, как стирали, как купали детей. Меня прямо берёт это, очень интересно, - говорит Расторгуев, отмечая, что вещи из исторического зала часто просят и киношники - как реквизит.
Кстати
В нынешнем году в музее на свалке собираются открыть ещё один новый зал - механизации, в котором выставят двигатели и запчасти от разной техники: мотоциклов, машин, тракторов. Ориентирован он будет на школьников.
- К нам часто приезжают дети, и оказалось, что многие мальчишки, шестой - седьмой класс, думают, что в автомобиль заливают подсолнечное масло. Ну куда это годится? - объясняет необходимость такого зала Александр.
Сам он превращает шестерёнки, запчасти и прочий металл в фантазийные скульптуры - воинов, которые едут верхом на медведях, носорогах, динозаврах. Чтобы «сварить» одну такую скульптуру, требуется как минимум две недели. Александр даже построил для своих творений кузницу, молот для неё, к слову, тоже нашёлся на свалке.