Примерное время чтения: 10 минут
278

Право на здоровье. Какие медицинские услуги можно получить бесплатно?

Романов Кирилл / АиФ

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило памятку, в которой прописаны все виды врачебной помощи, за которые россияне не должны платить. Документ был составлен на основе «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».   

Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно?  

1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая: 

  • первичную доврачебную помощь, которую оказывают фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара; 
  • первичную врачебную помощь, которую оказывают терапевты и участковые терапевты, педиатры и участковые педиатры, врачи общей практики (семейные врачи); 
  • первичную специализированную медицинскую помощь, которую оказывают врачи специалисты. 

2. Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, которая включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий. 

3. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники. 

С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения, можно ознакомиться в приложении к программе. 

4. Скорая медицинская помощь, которую оказывают при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости проводится медицинская эвакуация. 

Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, для улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов россиянам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях. 

Эти виды медицинской помощи включают бесплатное проведение: 

  • медицинской реабилитации; 
  • экстракорпорального оплодотворения (ЭКО); 
  • различных видов диализа; 
  • химиотерапии при злокачественных заболеваниях; 
  • профилактических мероприятий, включая: 

а)профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом; 

б)диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных, принятых под опеку в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий диспансеризации проводятся один раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся один раз в 2 года; 

в)диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями. 

Кроме того, программа гарантирует проведение: 

  • пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин; 
  • неонатального скрининга на пять наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей; 
  • аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни. 

Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с программой. 

Сколько ждать медицинскую помощь?  

Медицинская помощь оказывается в трех формах – плановая, неотложная и экстренная. 

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом помощь оказывается безотлагательно и бесплатно, отказ не допускается. Неотложная форма предусматривает оказание помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Плановая форма предусматривает оказание помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. 

В зависимости от этих форм правительство Российской Федерации установило предельные сроки ожидания медицинской помощи. Так, ожидание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должно превышать двух часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию. При экстренной помощи время доезда до пациента не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов. 

Сроки ожидания в плановой форме для: 

  • приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики, врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию; 
  • проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию; 
  • проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения; 
  • проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней со дня назначения; 
  • специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания. 

За что не нужно платить?

Пациент не должен платить за: 

а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 

б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям; 

  • назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям; 
  • размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям; 
  • для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний; 
  • транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь. 

За что нужно будет платить?

В соответствии с законодательством Российской Федерации, граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, которые предоставляются по их желанию, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), которые являются дополнительными при медицинской помощи. 

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи, либо по просьбе пациента в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств. 

Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальных программ, имеют право оказывать платные медицинские услуги: 

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Пациенту следует ознакомиться с разделом программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;
  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;  
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением: 

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания); 

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию; 

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики, врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача; 

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья. 

Отказ пациента от платных медицинских услуг не может стать причиной уменьшения видов и объема оказываемой бесплатной медицинской помощи.

Куда обращаться, если права на бесплатную медицинскую помощь нарушены?

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций следует обращаться в: 

  • администрацию медицинской организации – к заведующему отделением, руководителю медицинской организации; 
  • в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, – очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе; 
  • территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 
  • общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора; 
  • профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации; 
  • федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр. 

Что нужно знать о страховых представителях медицинских организаций? 

Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий интересы пациента и обеспечивающий его индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи. 

Страховой представитель: 

  • предоставляет справочно-консультативную информацию, в том числе о праве и порядке выбора страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования; 
  • информирует о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения; 
  • консультирует по вопросам оказания медицинской помощи; 
  • сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке; 
  • помогает подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь; 
  • контролирует прохождение диспансеризации; 
  • организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи. 

Кроме того, пациент может обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при: 

  • отказе в записи на приём к врачу специалисту при наличии направления лечащего врача; 
  • нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах; 
  • отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что предусмотрено программой; 
  • ситуации, когда предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил лечащий врач. Если пациент уже заплатил за медицинские услуги, нужно обязательно сохранить кассовый чек, товарные чеки и обратиться в страховую медицинскую организацию, где помогут установить правомерность взимания денег, а при неправомерности – организовать их возмещение; 
  • иных случаях, когда пациент считает, что его права нарушаются. 

 Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах