Самолет, направлявшийся из Иркутска в Якутск, столкнулся со стаей птиц в аэропорту вылета. Экипаж принял решение прервать взлет и вернуться на стоянку. В настоящее время проводится оценка технического состояния самолета. Это сообщение Восточно - Сибирской транспортной прокуратуры процитировали все СМИ. irk.aif.ru разбирается вместе с экспертами – что произошло во время взлёта рейса № 6329 Иркутск-Якутск и как аэропорты защищаются от птиц.
Число столкновений самолетов с птицами выросло на 83%
На борту воздушного судна находилось 6 членов экипажа и 140 пассажиров, из них 16 детей. После возвращения аэробуса на стоянку им пришлось на несколько часов задержаться в Иркутске в ожидании вылета. Аэробус осматривали несколько часов, но повреждений не нашли. И уже в 14 часов местного времени, судя по табло аэропорта, он набрал высоту.
Но, конечно, разбираться в этой истории будут и дальше.
«В Иркутской области следователи проводят проверку по факту столкновения самолёта со стаей птиц», - сообщила АиФ – Иркутск старший помощник руководителя Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Наталья Харченко.
Можно, конечно, посчитать, что лётчики зря тревожились. Но это не так. Случаев, подобных иркутскому, каждый год регистрируют много.
«Ежегодно, в среднем, до 18% инцидентов является следствием столкновения самолета со стаей птиц», - это данные Росавиации.
Конечно, это максимум, обычно – около 8- 10%. Однако, с января по май этого года количество столкновений воздушных судов с птицами в России возросло на 82%, это в полтора раза чаще, чем ранее. Эти данные уже сообщал АиФ. Обстановку назвали «орнитологически сложной», а пилотов посоветовали ещё раз дополнительно обучить. И это необходимо.
Помните знаменитое приземление аэробуса в подмосковном кукурузном поле четыре года назад, 15 августа 2019 года? У рейса «Уральских авиалиний», следовавшего по маршруту Москва — Симферополь, отказали два двигателя. Командир экипажа принял решение посадить самолет на кукурузное поле в Подмосковье. Посадка прошла удачно. Пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину присвоили звание Героев России, а пять бортпроводников получили орден Мужества. Но немногие знают обстоятельства этого ЧП.
«При взлете (на высоте 1 м) произошло попадание птиц в оба двигателя. Произошло столкновение с серебристыми чайками. По объяснению специалистов оператора аэродрома осмотр взлётной полосы производился за 30 – 40 минут до взлета. В месте, где были обнаружены тушки погибших чаек, были установлены исправные биоакустические приборы, а также пропановая пушка». (Это из документов Росавиации, представленных на форуме «Птицы и авиация»).
То есть все возможности отпугнуть чаек были, и они применялись. Но и это не помогло. Птицы попали в двигатели и те начали работать со сбоями. Пришлось садиться в чистом поле.
А вот совсем недавний случай, закончившийся более благополучно.
Самолёт, следовавший по рейсу Новокузнецк - Москва, 12 июля вынужден был совершить посадку в аэропорту Новосибирска по причине попадания птицы в фюзеляж на взлёте. Аэробус, на борту которого находились 156 пассажиров, совершил вынужденную посадку. Всё благополучно, но идёт проверка.
Птица может пробить самолёт
Летчики рейса Иркутск-Якутск перестраховались абсолютно справедливо. Стая птиц способна уничтожить лайнер. И пилотов предупреждают об этом.
«Птица весом меньше двух килограммов, попадая в самолёт на скорости около 700 км\час способна принести больший ущерб его конструкции, чем артиллерийский снаряд, - объясняет АиФ-Иркутск генерал-майор авиации, кандидат технических наук, профессор Александр Барсуков. – Она пробивает стёкла, фонари, кабину. Но хуже, если попадает в воздухозаборник. Это приводит к отказу двигателя».
Стаи птиц часто оказываются возле аэродромов, если рядом с ними проходят пути их перелётов. Но в основном виноваты сами люди – если есть поблизости свалки пищевых отходов, то пернатые там тоже появятся. И необязательно «благородных кровей». А, например, обычные вороны. Которых не так просто отогнать – ко всему привыкают.
«Приходится ставить пугала, в том числе – радиоуправляемые, воздействовать на птиц звуком ( например, записать их сигналы об опасности), обязательно выкашивать всю траву в округе – особенно семенную, - говорит Александр Барсуков. – В районе аэродрома перед полётами даже запускают беспилотники и используют шумовые петарды. На каждом аэродроме, а в Иркутске, например, их два – гражданский и авиазавода, есть своя орнитологическая служба. Она учитывает все, даже сезонность. Например, опасности больше весной, когда «птицы с юга прилетают». Потом на небольшое время затишье – они гнездятся, выводят птенцов. Пожалуй, самое сложное время – июль и август, когда «на крыло» становится «пернатая молодежь» и начинает безрассудно летать «без правил». Потом птицы улетают. Но ведь не все!»
В аэропортах, говорит Александр Барсуков, есть специальные карты – на них наносятся пути перелётов каждого вида пернатых и время их активности в течение суток. Одно плохо – универсального способа отпугивания их не существует. Птицы – существа умные и ко всему приспосабливаются. С этим согласен и орнитолог, доктор биологических наук Игорь Фефелов.
Ворон выгоняют с помощью сов
«Хотелось бы узнать, с какой птичьей стаей столкнулся самолёт, - говорит корреспонденту АиФ-Иркутск учёный. Вариантов масса. У нас ведь рядом Ангара, Иркутское водохранилище, каких только пернатых не водится. Если рассуждать о том, какие из них сейчас наиболее активны, то всё лето перемещаются туда-сюда многочисленные группы ворон. Вполне возможно, что это их дело. В августе полетят грачи, в сентябре – чайки. Но это если говорить именно о миграционных перелётах. А ведь им у всех птиц предшествуют небольшие «перекочёвки». И они уже начались. Одни отъедаются и летают в поисках пропитания. У других молодёжь осваивает пилоты. Как их отпугнуть от аэропорта? Надежного и единственного способа нет. В самых богатых из них используют для этого хищных птиц – ястребов и соколов. Но тут нужен еще и хороший специалист по работе с ними, и условия содержания – не только просторная клетка, но и много мяса. Это дорого. Еще один естественный враг тех же ворон – сова. Она на них ночью охотится, и вороны её боятся и ненавидят. А днём, когда она беззащитнее, сбиваются в кучу и бросаются на неё стаей. Кое-где, я знаю, используют и этот метод – выпускают подальше от аэропорта филина и «приманивают» на него тех же ворон».
Электронные методы действуют не очень. Мудрые пернатые быстро понимают, что настоящей опасности нет, их обманули. И возвращаются. Так что искусственный интеллект тут пасует перед живыми существами. В битве с птицами авиаторам помогают целые научные институты РАН – их представители в обязательном порядке входят в состав комиссий «по разбору полётов». В случае иркутского ЧП рекомендации, конечно, тоже будут. Все надеются, что это поможет.