Как бы это парадоксально ни звучало, но 25 апреля прошлого года неизвестные захватили территорию военной части 53814, знакомую всем под названием Красные казармы. Ночью они разрушили ограждение, проникли в воинскую часть и установили там стационарный вагончик и охрану. Посторонних людей военные вежливо попросили удалиться. С этого момента военная прокуратура начала своё расследование.
В первую очередь её интересовало, на каком основании федеральные земли, принадлежащие Министерству обороны РФ с 1941 года, оказались в частной собственности некоего Владислава Гусева, директора крупной строительной компании. В ответ бизнесмен предъявил документы… на владение шестью объектами недвижимости и соответственно землями, находящимися под ними.
Адрес по бумагам был указан «Пискунова, 143», в то время как в техническом паспорте воинской части значится Пискунова, 149.
Ошибка или махинация?
- Пошла первая нестыковка: те же объекты, та же схема расположения, только иные площади и адрес, - поясняет старший помощник военного прокурора Иркутского гарнизона Евгений Федюков. - Скорее всего, мошенники скопировали данные с нашего техпаспорта и подделали документы. На запрос в Бюро технической инвентаризации города Иркутска мы получили ответ, что «на учёте в архиве МУП БТИ объект недвижимого имущества по адресу Пискунова, 143, не состоит». Кроме того, документы о присвоении такого адреса отсутствуют.
Откуда тогда взялся технический паспорт? Начальник БТИ, якобы скрепивший документ, своей подписи не узнаёт (и не признаёт). Специалисты Управления федеральной регистрационной службы по Иркутской области пролили свет на цепочку собственников, которые покупали, а затем продавали спорные земли. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество первоначальная сделка состоялась 2 декабря 1997 года: тогда бизнесмен Станислав Галашин купил военные объекты у ООО «Экология и технология извлечения золота». Сторонами следующего договора купли-продажи стали господин Галашин и господин Радов, у которого в свою очередь приобрёл земли последний собственник Владислав Гусев. Самая первая сделка была якобы зарегистрирована органами БТИ в реестровой книге №16. Всё бы ничего, но в Иркутске существует только пять реестровых книг - на каждый район по одной. Соответственно, запись о регистрации договора купли-продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу Пискунова, 143, - фикция.
Кроме того, военным удалось опросить «учредителей» и «руководителей» ООО «Экология и технология извлечения золота» - они оказались подставными лицами. Каким образом в руки мошенников попали их паспортные данные, неизвестно.
- Раз первоначальная сделка сфальсифицирована, то и все последующие не имеют законной силы, - делает вывод Евгений Федюков. - Несмотря на то, что у Гусева зарегистрированы права собственности на наши объекты, он приобрёл имущество по ложной сделке. В лучшем случае бизнесмен является добросовестным приобретателем, в худшем - организатором хищения государственного имущества в особо крупном размере. Ведь стоимость спорных объектов составляет более 2 млн рублей.
Суд на стороне бизнесмена
Судьи считают иначе. Октябрьский районный суд удовлетворил требования Гусева признать спорные земли его частной собственностью, тем самым подтвердив притязания заявителя на федеральное имущество. Причём судебная коллегия одновременно приняла два противоречивых решения: в первом она отождествила объекты, расположенные по адресам Пискунова, 143 и Пискунова, 149, во втором же заявила, что это абсолютно разные объекты недвижимого имущества. Оба решения вступили в силу.
Кроме того, суд постановил аннулировать запись о регистрации права собственности на спорные объекты в УФРС.
- Мы намерены оспаривать ошибочные решения в установленном порядке, - говорит Евгений Федюков.
Сдал без боя
Нам удалось пообщаться и с Владиславом Гусевым. В разговоре он упирал на решения суда и отрицал фальсификацию документов.
- Я юрист по образованию и привык верить судебным решениям. Ведь они были приняты не на пустом мете - проводилась прокурорская проверка, делались запросы в БТИ, УФРС, - подчеркнул господин Гусев, показывая копии исполнительных листов Октябрьского районного суда города Иркутска. - К тому же я уже третий покупатель этих объектов. Думаю, поддельные документы не могли три раза переходить из рук в руки.
Но спустя пять минут признал обратное: «Вы же понимаете, когда стоят полуразрушенные объекты, то кто-то им «приделает ноги». Военные говорят, что эти здания в своё время списали. Вот кто-то воспользовался этим и оформил объекты на себя».
Развязка спора оказалась вообще неожиданной. Нынешний собственник заявил, что «в целях предотвращения дальнейших судебных разбирательств готов безвозмездно передать в федеральную собственность спорные объекты недвижимости».
- Я не хочу, чтобы меня обвинили, будто выгоняю бедных военных из их казарм, - пояснил Владислав Гусев. - Я понимаю, что нет смысла доказывать свою правоту. Юридически всё ясно, но из политических соображений военным надо отдать эти объекты.
В конце прошлой недели Владислав Гусев направил «письма примирения» руководителю воинской части Сергею Лебедеву, полномочному представителю президента по СФО Анатолию Квашнину, заместителю губернатора Иркутской области Юрию Гуртовому и и.о. главного федерального инспектора по Иркутской области Петру Огородникову.
Комментарий специалиста:
Заместитель начальника Следственной части Следственного управления при ГУВД по Иркутской области Виктор Савин:
- 17 июня 2009 года в отношении неизвестных лиц было возбуждено уголовное дело по статье 159, части 4, УК РФ «Мошенничество». Подозреваемых в совершении преступления пока нет, но факт мошенничества уже доказан, документы, представленные гражданином Гусевым, являются поддельными. Допрошенные сотрудники МУП БТИ города Иркутска утверждают, что не ставили подписей и печатей на документах, а также не регистрировали спорные объекты недвижимости. Номер регистрации сфальсифицирован. Раскрыть это дело представляется крайне сложным. Мы пока не можем найти оригиналы документов первого договора купли-продажи между ООО «Экология и технология извлечения золота» и господином Галашиным. Сейчас расследование временно приостановлено, на спорные объекты недвижимости наложен арест.