В районах, расположенных на севере Иркутской области, сосредоточен экономический потенциал региона. Здесь будут продолжать развиваться месторождения золота, газа, нефти, предприятия переработки древесины.
Развитие этих территорий и, как следствие, всего Приангарья сдерживают в основном транспортные сложности. Эти районы не зря называют отдалёнными: не ко всем проложены железнодорожные пути, качество автомобильных дорог оставляет желать лучшего. Самый ходовой транспорт - авиация, но и с ним не всегда всё гладко.
Мэры северных территорий Иркутской области рассказали, какие транспортные проблемы требуют решения в первую очередь и какие шаги предпринимают для этого сегодня.
Увеличить частоту рейсов
Раньше в Казачинском садились самолёты Ан-24 - вместительные по нынешним меркам, могут перевозить по 50 пассажиров за раз. Сейчас Казачинское принимает воздушные суда меньшей вместимости, которые перевозят около двух десятков жителей. Как говорит мэр Казачинско-Ленского района Сергей Швецов, такой самолёт садится в селе сейчас пять раз в неделю и этого недостаточно.
- В наш район заходят газовые проекты, потребность в перевозках у жителей возрастает в том числе и из-за этого. Однако те перелёты, которые есть сейчас, не закрывают даже необходимой сейчас потребности, уже не говоря о перспективах, - отмечает мэр.
Администрация района старается решить эту проблему несколькими способами. Так, власти наметили встречу с руководством авиакомпании «СиЛа», которая выполняет рейсы по маршруту «Иркутск - Казачинское», чтобы договориться об увеличении количества полётов хотя бы до двух в день.
- Мы знаем, что у авиакомпании может не хватить для этого малогабаритных бортов, которые могут садиться на нашей площадке. У других перевозчиков нашего региона таких самолётов тоже нет, поэтому мы ведём переговоры с Красноярской авиакомпанией, которая теоретически может выйти на наш маршрут, - поясняет глава района.
Он рассчитывает, что в будущем Казачиснкое сможет принимать и самолёты классом выше (те же Ан-24), но для этого нужно превратить взлётно-посадочную площадку, которая сейчас функционирует в селе, в аэропорт. Требования к таким объектам по закону гораздо более жёсткие: нужно ограждение, круглосуточная охрана, само здание аэровокзала должно соответствовать строгим нормам. Всё это требует дополнительных средств - чтобы их получить, нужно войти в федеральную программу. Над этим тоже работают.
- Жителям нашего района гораздо удобнее добираться до областного центра воздушным транспортом, поэтому вопросы развития авиации для нас - первоочередные, - констатирует мэр.
Автомобильным дорогам тоже уделяют внимание: здесь уже не первый год пытаются согласовать с железнодорожниками ремонт трассы «Усть-Кут - Уоян» на участке со 181-го по 192-й км, где магистрали пересекаются. Такой ремонт мэр называет жизненно необходимым, с развитием газовых проектов участок рискует превратиться в «бутылочное горлышко», которое будет сильно затруднять и без того непростое движение.
Снизить цену билета
Пожалуй, единственный муниципалитет, который справился с большинством проблем воздушного транспорта, - это Бодайбинский район. Здесь планируют строительство новой взлётно-посадочной полосы, до 2024 года на эти цели выделят 4,7 млрд руб. Такое решение на федеральном уровне уже приняли.
По словам мэра территории Евгения Юмашева, без современного авиаузла золотодобытчики просто не смогут в полном объёме осваивать крупнейшее месторождение Сухой Лог, где планируется создать около 14 тыс. рабочих мест. Сейчас авиаузел Бодайбо - единственный на Севере, который соответствует всем требованиям и нормам, он находится в частной собственности. В Бодайбо летают две авиакомпании, которые совершают от двух до шести рейсов в день.
- У нас нет никаких проблем, кроме одной - стоимости билетов на самолёт. Это от 8 до 15 тыс. руб. в одну сторону. Такая цена, мягко говоря, не очень комфортная для населения. Притом я не уверен, что, если полоса построится, это снизит стоимость билетов, потому что в неё «зашито» много факторов, - говорит Юмашев.
Киренский район с этого года о проблеме дорогих билетов на самолёт может забыть. Мэр территории Кирилл Свистелин добивался этого несколько лет - и теперь долететь от районного центра до Иркутска можно за 5560 руб. в одну сторону вместо 9-13 тыс. руб., которые просили за билет раньше. Разницу перевозчику компенсируют из областного бюджета. С частотой перелётов таких проблем, как в Казачинском, здесь тоже нет.
- У нас 246 рейсов в году, - говорит Кирилл Свистелин. - В январе, феврале, марте по четыре перелёта в неделю, с апреля добавится пятый рейс, а летом их число может вырасти до десяти, чтобы люди могли комфортно добираться до Иркутска в отпуск.
Проблема, над решением которой администрация Киренского района бьётся сейчас, - состояние взлётно-посадочной полосы и самого аэропорта. Местный авиаузел исторический: его построили в 1941 году, во время Великой Отечественной войны он выполнял стратегическую задачу при перегоне самолётов на трассе «Аляска - Сибирь».
- Полоса потихоньку приходит в негодность, текущие ремонты, конечно, делаются, но нужны и капитальные работы. Мы опасаемся, что в один прекрасный день «взлётку» нельзя будет эксплуатировать из-за её состояния, - говорит Кирилл Свистелин.
Он поясняет, что аэропорт находится в частной собственности, уже много лет продолжается его искусственное, как считает мэр, банкротство. Два года назад администрации аэропорта удалось вывести взлётно-посадочную полосу и рулёжные дорожки в федеральную собственность, чтобы их ремонт можно было включить в государственную программу.
- Мы понимаем, что Федерация смотрит на затянувшееся банкротство аэропорта и оттягивает ситуацию с ремонтом, поэтому обращаемся во все инстанции с просьбой отдать в собственность муниципалитета все основные здания «воздушных ворот» Киренска: аэровокзал, общежитие, столовую, водозабор и котельную. Мы готовы всё это принять, привести в порядок и эксплуатировать, - заявляет мэр.
Между тем решать проблемы в Киренском районе стараются не только с помощью государства, привлекают и инвесторов. Так, местный предприниматель построил в муниципалитете взлётно-посадочную полосу, купил гидросамолёт и занимается мониторингом лесов в пожароопасный период. Это уникальный для всего региона опыт.
Построить мосты и дороги
Как говорит Кирилл Свистелин, Север приближает не только авиация, но и водный транспорт. Для Киренска, единственного в России города-острова, он невероятно актуален, поэтому его тоже стараются делать доступным. Уже третий год жители и гости территории могут передвигаться по приемлемой цене на теплоходе «Полесье» по маршруту «Визерный - Киренск - Усть-Кут».
- Старики плачут, когда к ним родственники приезжают, с которыми они десять лет не виделись. Транспортная доступность - это не только развитие экономики, но и залог крепких отношений между людьми, - отмечает мэр района.
Так как «водные» проблемы удалось решить, администрация «переключилась» на автомобильные. Развитие этой темы в ближайшем будущем Кирилл Свистелин называет самым перспективным.
- Наша главная задача - дорога «Киренск - Казачинское», 72 км которой уже реконструировали в 2020 году. С заходом «Газпрома» мы усилим позиции, потому что в этом году в Киренском и Казачинско-Ленском районах будет построено семь новых мостов, соответственно, будут отремонтированы и дополнительные участки дороги. Соглашение дорожной службы Иркутской области с газовиками уже подписано. На 400 км трассы планируют направить сумму в пределах 1,8 млрд руб., - объясняет мэр.
Он уверен, что необходимо обратить внимание на дорогу «Киренск - Магистральный - Жигалово - Иркутск», по которой путь до региональной столицы составляет 960 км. Если ехать через Усть-Кут и Братск расстояние увеличивается до 1300 км. Однако, чтобы короткий путь был доступным в том числе в распутицу, нужно как минимум построить крепкий мост через реку Лена в Жигаловском районе.
- Тогда мы соединим все точки на пути от Казачинского до Иркутска через Киренск и Жигалово. Тогда Север будет ближе, - резюмирует Кирилл Свистелин .
Дороги в Жигаловском районе, правда, отдельная песня. Как говорит мэр территории Игорь Федоровский, даже существующая региональная дорога от Качуга до Жигалово имеет три участка, которые топит летом, а трасса от райцентра в сторону Казачинского плохого качества. В прошлом году мэр засёк время пути до посёлка Окунайский. Выяснялось, что за час он преодолел всего 19 км.
- На этом участке 23 моста: два больших, остальные - маленькие, через ручьи. Все находятся в ненормативном состоянии. Плюс ко всему - понтонный наплавной мост у села Тутуры, это просто «бутылочное горлышко». Всех, кто живёт дальше Жигалово, это лишает круглогодичного сообщения. Проблему, конечно, нужно решать в первую очередь, особенно учитывая то, что у нас создаётся крупнейший в Восточной Сибири узел газодобычи, и трафик будет только расти, - заключает мэр.
Комментарий
Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Николай Труфанов:
- В Законодательном Собрании мы постоянно поднимаем тему необходимости улучшения транспортной доступности северных районов. Эта работа идёт на всех уровнях власти. Как результат - за два - три года у нас открыты взлётнопосадочные площадки в УстьИлимске, где это удалось сделать в партнёрстве с бизнесом, в Казачинско-Ленском районе, куда мы смогли запустить рейсы, дотируемые бюджетом Иркутской области. Открытие такой площадки в будущем возможно в Жигаловском районе, где идёт развитие Ковыктинского месторождения.
Для нас принципиально важно, чтобы подход к малым аэропортам, взлётно-посадочным площадкам, был системный. Пример тому - Усть-Илимск. Там запустили площадку, она показала свою востребованность, и мы уже ставим вопрос об открытии аэропорта. Это даст возможность перейти на воздушные суда выше классом.
В Бодайбинском районе прошла большая работа. После того, как наш регион возглавил Игорь Кобзев, возобновилось движение по федеральным проектам реконструкции аэропортов. Для решения транспортной проблемы Бодайбинского района привлечены не только федеральные средства, в проекте участвует и компания «Полюс». Это пример активной работы, которая даёт результат.
Субсидирование авиаперевозок стоит на повестке в том числе. В 2020 году мы направили на субсидии 323 млн руб., в этом году сумма ещё больше - 354 млн руб. Эти расходы включены в бюджет Иркутской области. Население Братска, Бодайбо тоже законно ставит вопрос о субсидировании перевозок в их города. Пока этот инструмент доступен только там, где работает одна авиакомпания. Мы разрабатываем механизм, когда субсидировать рейсы можно будет и в те территории, куда летают несколько перевозчиков. Возможно, он будет реализован через соцзащиту по прописке.
Для нас очень важно, чтобы мы пробили тему межрегионального субсидирования. Этим уже пользуется Дальний Восток. Иркутская область пока не попала в перечень регионов, где это возможно, но мы над этим работаем.
Кстати
Мэр Нижнеилимского района Максим Романов предлагает сажать на дозаправку самолёты, которые летят из Усть-Илимска в Иркутск, в Железногорске, чтобы брать здесь дополнительных пассажиров. Сейчас воздушные суда садятся в Братске, откуда в региональный центр есть и другие рейсы. Авиационная же связь Железногорска и Иркутска оборвалась в 2019 году, когда их перестали субсидировать. Мэр надеется, что её удастся возобновить, так как не все жители готовы добираться до областной столицы поездом (21 час пути) или автобусом (12 часов).