Более чем в два раза выросло число мошенничеств в Приангарье за год. Об этом н прошедшей сегодня в пресс-центре «АиФ в ВС» пресс-конференции рассказал заместитель начальника отдела по раскрытию мошенничеств и дистанционных преступлений Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Антон Десненко. Он пояснил, что за первый квартал текущего года в области зафиксировано 931 преступление, совершенное в сфере информационных, телекоммуникационных технологий, а за первые три месяца 2018 – 429. Вместе с тем за этот же период установлено 30 подозреваемых в совершении этих преступлений, в прошлом году – 12. Раскрыто 45 фактов мошенничеств, в прошлом на 25% меньше, потерпевшие отдали мошенникам 34 млн рублей в этом году, а в 2018 году – десять.
Способы отъема денег кардинально не изменились. Как и прежде аферисты орудуют в сфере онлайн -покупок, продаж, оказание услуг в социальных сетях. Также могут представиться сотрудниками банка и под предлогом взлома или мнимого блокирования карты выведать у граждан данные их карт, чтобы позже снять с них деньги. Нередко аферисты звонят пожилым с сообщением о попавшем в беду родственнике, которому нужна срочная помощь. Взламывают страницы в соцсетях, открывают сайты- двойники.
Как рассказал заместитель начальника отдела безопасности и защиты информации Отделения Иркутск Банка России Илья Унучков, еще в прошлом году на финансовом рынке Иркутской области выявлен 21 нелегальный кредитор.
«Нелегалы выдают займы под завышенные проценты или на таких условиях, по которым вернуть деньги вовремя невозможно. Клиент в таком случае, допуская просрочку по платежам, сразу лишается предмета залога, - рассказал Илья Владимирович. - Также нелегальные кредиторы используют незаконные методы взыскания долгов. Поэтому, перед тем как оформить заем или кредит, важно проверить законный статус компании. Сделать это можно на сайте Банка России в справочниках кредитных организаций и участников финансового рыка. Если компании там нет – то это нелегальный кредитор. О нем нужно сообщить в Банк России или в правоохранительные органы».
В то же время добросовестные кредитные организации сами заинтересованы в безопасности денег своих клиентов. Как пояснил начальник отдела экономической безопасности Байкальского банка ПАО Сбербанк Артём Воробьев, в структуре этого банка создан специальный центр кибербезопасности, который вычленяет и блокирует до 95% мошеннических операций в отношении их клиентов. Кроме того, Артём Сергеевич напомнил, что банк сам не будет звонить клиентам, чтобы проинформировать о взломе или блокировке их карт. Но если даже банк и звонит, то уже точно не будет вызнавать у клиента данные его карты и прочее, поскольку эта информация у него уже есть.
«Если вам поступает подозрительный звонок с номера, похожего на номер банка, то лучше прекратить разговор и самому перезвонить в банк, узнать, что происходит с вашими деньгами, вкладами, счетами», - говорит Артём Воробьев.