Представители оппозиционных фракций дружно высказались «против», однако большинство голосов в региональном парламенте позволило «Единой России» провести документ. «АиФ в ВС» попросил иркутских политологов прокомментировать областной закон, вызвавший столь бурную полемику.
Дмитрий Люстрицкий, руководитель бюро «Эксперт-Сибири» по Восточной Сибири:
- Настойчивое внедрение в избирательное право прерогативы партийных институтов в своё время законодатели объясняли созданием условий для цивилизованного политического процесса. Что же, партии давно созданы, где же процесс? «Единая Россия» в процессе выдвижения кандидатов на должность губернатора Иркутской области рекомендовала… трёх беспартийных, включая Сергея Ерощенко. В чём тогда смысл многолетнего партийного строительства, если партия – самая крупная по численности в регионе, не может сформировать адекватный кадровый резерв на замещение должности губернатора из своей среды и вынуждена трепетно прислушиваться к рекомендациям из Кремля? Странным выглядит и муниципальный фильтр, наделяющий депутатов и мэров по своей природе правом решать, кто может участвовать в выборах, а кто нет.
Вся эта юридическая акробатика нужна для решения одной задачи – сохранить контроль над процедурой выборов губернатора. И здесь есть логический изъян: власть была вынуждена вернуть выборы губернаторов, поскольку система назначений показала свою неэффективность. Выборы должны были стать клапаном, через который можно стравить нарастающее недовольство населения и не дать раскачать лодку. Но вот парадокс: предусмотрев «клапан», власть даёт указание немедленно его сломать, законопатить и привести в негодность. Результат предсказуем: как только муниципальное и партийное сито начнёт «останавливать» и снимать с губернаторской гонки сильных оппозиционных кандидатов, легитимность выборов в глазах избирателя станет падать, а лодка – качаться.
Сергей Ильин, гендиректор «БайканалЦентра», политтехнолог, социолог, электоральный аналитик, кандидат исторических наук:
- Принятый депутатами закон отчасти отразил испуг партии власти от особенно низких областных результатов голосования за неё на последних выборах в Госдуму. Получается: «обожглись на молоке, а дуют на воду». Интерес этой партии прошит белыми нитками, а в Законодательном собрании фракция «единороссов» самая многочисленная. Однако принятый вариант закона не снимет причин и факторов, которые влияли на снижение доверия граждан области к партии «Единая Россия». Более того, недоверие углубится, если решать проблему только так: по верхушкам.
Оппозиции в этом смысле переданы дивиденды, правда, она этого пока не оценила. С другой стороны, выборы губернатора в том варианте, какой был до их отмены, нет необходимости возвращать. Достаточно вспомнить, с какими скандалами проходили губернаторские выборы 1997 и 2001 годов. В своё время они были заменены назначением, в том числе и поэтому. Наоборот, возвращение выборов больше связано с качественными изменениями гражданского общества и развитием новой партийной системы. Закон отразил попытку создать преференции «Единой России» в новой ситуации перед оппозицией и непартийными кандидатами. Местные выборы, начиная с 2010 года, показали муниципальные провалы «единороссов». Общей особенностью выборов местных глав весной 2012 года стали преобладающие победы самовыдвиженцев и оппозиции (71,8%), а в местных думах «Единая Россия» получила только 38,8% мест. Сейчас в стране разворачивается борьба партий за муниципалитеты. Это может иметь для России определяющее значение – кто выиграет внизу, тот выиграет и наверху. Именно концентрацией борьбы на местах объясняется отказ областных законодателей от института самовыдвижения в пользу выдвижения беспартийных от партий и оставления т.н. «муниципального фильтра». Первое новшество можно признать вынужденным, а второе нонсенсом, ибо фильтр и предназначался для самовыдвиженцев, и его оставили как избыточный. Системной оппозиции не составит особого труда собрать у муниципалов подписи для выдвижения. Новичкам придётся труднее, но им помогут граждане. Законодатели, приняв закон в таком варианте, выглядят в глазах наблюдающих за этим граждан «хитрецами», которые с помощью таких уловок создают себе преимущества. Граждане сделают соответствующие выводы. Победы нужно достигать не на бумаге, а в общественной оценке граждан. И судя только по уже принятому закону, для ближайших губернаторских выборов заложены сюрпризы.
Алексей Петров, кандидат политических наук, региональный координатор ассоциации в защиту прав избирателей «Голос»:
- Закон нужный, хотя не без изъянов, привнесённых в основном федеральным законодателем. Я полагаю, что по нему губернатор в Приангарье избираться не будет – за пять лет с учётом избирательной практики в других российских регионах и федеральный, и наш закон всё равно подправят. Радует, что Иркутская область взяла минимальный процент для сбора подписей муниципалов – 5%, а не поддалась на некоторые уловки в 7-10% (в среднем по России 7,4%).
Вопрос, который меня больше всего беспокоит – только партийность выдвижения. Я, конечно, за самовыдвиженцев – и пусть это будут богатые люди, нечего беднякам во власти делать. Хочешь стать губернатором – ищи спонсоров, партнёров, собирай подписи, проходи процедуры. Ведь партии сейчас находятся в таком состоянии (при всем моём большом уважении к ним – я за партийность во многих вопросах выступаю), что могут стать элементом коррупционности при продаже места и при выборе кандидата. Нет гарантии, что именно партиец будет продвигаться от партии, а не тот, кто принесёт в неё деньги. Плюс в том, что партия будет нести ответственность за этого кандидата.
Кстати, при нынешней системе ни Тишанин, ни Мезенцев, ни Ерощенко не стали бы губернаторами: они беспартийные, и шансы на то, что их могла выдвинуть партия, находящаяся у власти, крайне минимальны.