По весне вместе с почками на деревьях «распускается» и политический сезон. До выборов в Государственную думу России, кажется, ещё далеко - голосовать мы будем только в сентябре, но первая активность будущих кандидатов и партий уже началась.
Без неожиданностей?
- Сергей Иванович, в Иркутской области выборы часто оборачиваются сюрпризом. Каков ваш прогноз, принесёт ли нам что-то необычное избирательная кампания этого года?
- Напомню, кандидаты в Государственную думу пойдут двумя колоннами - одни по одномандатным округам, в Иркутской области их четыре, другие - по спискам своих партий. Есть федеральная часть списка, есть региональная.
Важно сказать, с какими стартовыми позициями мы к этим выборам подходим. Из четырёх одномандатников от Иркутской области трое - представители «Единой России», один депутат - от КПРФ. Так было последние пять лет. За это время политический ландшафт менялся, партия власти то набирала рейтинг, то теряла, одним словом, всё как в жизни. Я заметил, что «Единая Россия» во главе с депутатом Госдумы этого созыва Сергеем Соколом уже начала действовать в Приангарье. Они готовятся к праймериз, в которых, как заявила партия, смогут участвовать все желающие. Кто победит, того партийцы и поддержат на региональных конференциях.
Если говорить о коммунистах, то депутат от этой партии Михаил Щапов, недавно избранный в федеральном парламенте первым заместителем председателя бюджетного комитета, участник прошлогодних выборов на должность губернатора Иркутской области, постарается защитить свой мандат.
Технологию «Кобзев на связи», которая состоялась как политический механизм во время выборов, стали использовать и после них. Это необычное решение. Одно дело - избирательные технологии, другое - региональное управление.
Так же, скорее всего, поступит депутат Сергей Тен. Я в этой части никаких неожиданностей не вижу. А вот парламентария Алексея Красноштанова, возможно, в этой борьбе мы не увидим. Я так понимаю, что может произойти внутрисемейная ротация и баллотироваться по этому округу будет его старший сын Антон Красноштанов, который сейчас работает первым заместителем мэра Иркутска.
Бывший одномандатник Андрей Чернышёв после губернаторских выборов в прошлом году сменил мандат депутата Госдумы по северным территориям области на статус сенатора, поэтому его округ остаётся свободным. Есть несколько сильных кандидатов, которые могут на него претендовать. Среди них я вижу, например, депутата Законодательного собрания региона Николая Труфанова.
- У многих возникает вопрос о политической судьбе экс-губернатора Приангарья Сергея Левченко. Есть вероятность, что он пойдёт в Госдуму?
- Я думаю, он будет предлагать свою кандидатуру через партийный список. Если говорить о других партиях, то «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» нарастила потенциал, я думаю, эсеры выдвинут своих кандидатов по всем четырём округам. Так же, как и ЛДПР, эта партия всегда неплохо смотрелась в Иркутской области.
- А каких-то новых людей и непарламентские партии мы в бюллетенях и в Госдуме потом увидим?
- Я не ожидаю, что политическое поле нашего региона прирастёт за счёт непарламентских партий, таких как «Яблоко», например, или КПСС. Думаю, что основной «спарринг» состоится всё же между «Единой Россией» и КПРФ.
Кто на связи?
- Стоит ли ожидать активности от избирателей региона? Раньше мы видели такую тенденцию, что чем выше уровень выборов, тем выше явка. В этот раз эта пропорция сохранится?
- Всё будет зависеть от того, активная ли будет агитация, ярко ли проявят себя партии, решатся ли кандидаты и их штабы близко подойти к избирателю и выстроится ли между ними диалог.
Думаю, что тут и фактор губернатора очень важен, в частности то, с какими акцентами Игорь Кобзев будет подходить к поддержке того или иного кандидата.
- Думаете, жители области будут прислушиваться к главе региона в этом вопросе? Почему?
- Думаю, да. Во-первых, 13 сентября прошлого года жители региона оказали ему существенную поддержку. Напомню, он шёл как самовыдвиженец и набрал более 60% голосов. Во-вторых, губернатор очень активен. Помните, когда здесь, в Иркутске, была первая встреча главы региона с полномочным представителем президента в СФО Сергеем Меняйло, полпред назвал его трудоголиком? По объёму работы, которую выполняет Игорь Иванович, я вижу, что эта характеристика подтверждается. Он мобильный, старается выстроить диалог с разными стратами - социальными группами, которые на нашей территории есть. Я думаю, что к его позиции, мнению избиратели будут прислушиваться.
- Получается, можно говорить, что ожидания жителей области от работы нового главы региона оправдались?
- Цыплят по осени считают. Мы не так далеко отошли от черты 13 сентября 2020 года, чтобы «итожить» что-то, всё в транзите, всё в развитии. Но мы уже видим, что губернатор закрывает те «горячие точки», которые в области есть: последствия наводнения в Тулуне и Нижнеудинске, преобразование промышленной площадки в Усолье-Сибирском, Байкальск со всеми рисками карт бывшего ЦБК, лесной комплекс - самый большой в стране.
С одной стороны, надо с коррупцией в лесу бороться, с другой стороны, заниматься лесовосстановлением. Иркутская область по итогам 2020 года заняла первое место в стране по этому направлению - у нас много компаний, которые в силу закона должны восстанавливать тайгу. Кроме этого, в Шелеховском районе частные инвестиции пошли на создание фирмы по лесовосстановлению, в Мегете есть областное предприятие, оно реконструируется, в Братске есть. Это направление, как мне кажется, у региональных властей под контролем.
- Интересно ваше мнение по поводу инструмента, который в области называют «Кобзев на связи»: люди рассказывают о своих проблемах и пожеланиях губернатору в его инстаграме, министры проводят для населения прямые эфиры с ответами на частные вопросы. Насколько такое взаимодействие региональной власти и людей типично для России в 2021 году?
- Технологию, которая состоялась как политический механизм во время выборов, стали использовать и после них. Это необычное решение. Одно дело - избирательные технологии, другое - региональное управление. Здесь произошла такая интересная трансформация, когда отработанные каналы связи, пока Игорь Иванович был исполняющим обязанности главы региона, приобрели характер двусторонний: не только он декларирует что-то, рассказывает о своей работе, но и в то же время простые люди имеют возможность формировать какие-то повестки дня для губернатора, правительства, министров, отдельных должностных лиц. Собственно говоря, это достаточно эффективный механизм.
Без социальных сетей сегодня никуда - они стали частью и политического организма, поэтому, безусловно, это важно.
«Не ломать людей через колено»
- Давайте перейдём от региональной власти к муниципальной. Сейчас вновь заговорили об объединении некоторых городов с районами. Например, об этом слышно в Нижнеудинске, в Усть-Куте. Это правда необходимо?
- Эта тема для Иркутской области не новая, просто принятие поправок к Конституции РФ, где подчёркнуто, что в России работают органы публичной власти, стало импульсом для активизации старого обсуждения.
Изначально административно-территориальное устройство страны и Иркутской области в частности было основано на количестве коммунистов, проживающих на территории. Это субъективное обстоятельство советской власти было положено в основу проведения границ между городами и районами. Сейчас, как вы понимаете, это никакого значения не имеет, но на базе того деления образовались социальные комплексы. Вся система нынешнего обслуживания населения, инфраструктуры по-прежнему существует в определённых пространственных очертаниях, поэтому любого рода подвижки границ между муниципалитетами - это ситуация обоюдоострая, непростая. Помните, какая сложная ситуация была в Ангарске? Или в Свирске, когда в начале 2000-х его «отстегнули» от Черемхово и город получил статус самостоятельного муниципалитета, но возникли проблемы с больницей, с транспортным сообщением?
Но есть территории, для которых объединение может быть актуально. Тот же Усть-Кут или Шелехов. Мне когда-то пришлось принять участие в подготовке законопроекта Иркутской области по объединению Шелехова и Шелеховского района. Это было во времена губернаторства Александра Тишанина. Но тогда депутаты так и не приняли областной закон, который бы «отоварил» прошедший на территории референдум. То есть мы спросили волю людей, но проигнорировали её. Странная получилась ситуация. Но я думаю, жители по-прежнему к этому объединению готовы.
- То есть сейчас этот вопрос вновь назрел?
- На мой вкус, да. Но важно спрашивать мнение жителей, а не ломать население через колено. По каждой территории нужно также профессиональное глубокое обоснование, финансовое моделирование, к чему приведёт объединение: к улучшению качества обслуживания людей со стороны муниципальных властей или к конфликтам? Этим анализом должны заниматься специалисты управления региональной политики в администрации губернатора.