Мост через реку не достроили, паром поставили на ремонт. Восемь деревень Нижнеудинского района оказались отрезаны от «большой земли». Корреспондент irk.aif.ru узнавал подробности.
Альтернатива – крюк в 200 км
«Смотрите, какое вредительство творится: мост, связывающий 1,5 тысячи человек с городом, разбирают!» – эмоционально комментируют местные жители работу строителей, которые демонтируют пролёты технологического моста через реку Уду.
Дорожники собрали его для возведения основного капитального моста. Но выяснилось, что подрядчик «нахимичил» с марками бетона и строительство мостового перехода протяжённостью в 378 метров и стоимостью в один миллиард рублей отныне под вопросом. Раз так, то и технологический мост-времянка дорожникам больше не нужен. Вот они его и разбирают. Зато он нужен жителям восьми деревень, которые ездили по нему в райцентр – Нижнеудинск.
«У нас есть ещё один путь в райцентр – через Алзамай, но это крюк в 200 км, да и дорога до Алзамая – непролазная, – говорит жительница деревни Зенцова Людмила Борисова. – А так, через мост, до Нижнеудинска 70 км. В нашей деревне есть магазины, но цены в них выше, чем в городе, поэтому за продуктами мы ездим в Нижнеудинск, закупаемся сразу на две недели».
Имеется в Зенцова и ФАП – шикарный, но без фельдшера. По медицинской части зенцовские едут к соседям – в Костино. Это ещё одна из восьми отрезанных деревень. Зато здесь участковая больница – с амбулаторией и стационаром.
«Там всегда помогут, но не все анализы можно сдать и обследования пройти, поэтому отправляют в Нижнеудинск», – добавляет Людмила.
Был миллиард, и нет его
Зимой деревенские едут в город по ледовой переправе через Уду, летом – переправляются через реку на пароме. А в межсезонье, как сейчас, той же карете скорой помощи, чтобы прибыть на вызов, надо сделать крюк в пару сотен километров, ведь по мосту-времянке теперь не проехать. Но можно пройти.
«Автобусное сообщение у нас не нарушено, – рассказывает глава Широковского муниципального образования Наталья Солоненко (в этот муниципалитет входит пять деревень из восьми на левом берегу Уды). – До реки жители добираются на одном автобусе, затем переходят через временную переправу и продолжают маршрут на другом автобусе. Нам бы очень хотелось, чтобы построили мост. И станция скорой помощи, и пожарная часть – всё за рекой».
Мост начали строить в декабре 2021-го. Окончание работ заявили на 30 июня 2023-го. Но красную ленточку так и не разрезали – сдвинули сроки до конца года. На дворе весна 2024-го, а ясности со стройкой ещё меньше, чем когда всё начиналось. Тогда был миллиард и грандиозный план. Теперь миллиарда нет, по крайней мере, его значительной части, а на том месте, где по плану нарисован мост, стоят огромные железобетонные опоры, сделанные не из того, из чего следовало.
Вдобавок… разобрали паром.
«Доехала до парома, а его вообще полностью разобрали, – отмечает Людмила Борисова. – Собираются капитально ремонтировать. Раньше он начинал работать в начале мая. Сейчас нам сказали, что запустят в мае-июне. Июнь нас совсем не устраивает».
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий Крупенев, мэр Нижнеудинского района:
«Что касается строительства моста через Уду, то подрядчик использовал бетон более низкого качества. Это подтвердил строительный контроль РОСДОРНИИ. В ближайшее время ожидаем приезд на объект министра транспорта региона и руководителя дирекции автодорог Иркутской области. О решениях, принятых выездной комиссией, проинформируем жителей района.
По поводу технологического моста. Прошу отнестись с пониманием к запрету на проезд: этот мост возведён только для осуществления строительства основного мостового перехода, он не предназначен для движения транспорта и не имеет ограждений, которые бы соответствовали требованиям ГОСТа».