С 5 по 11 июня в областном центре проходит фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск». В афишу вошло более 10 спектаклей от коллективов-победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон» и приглашенных московских театров. Это одно из самых масштабных культурных событий в регионе за последние несколько лет, настоящий театральный марафон высочайшего уровня. Ежедневно на городских сценах проходят премьеры. Принимают фестиваль драматический театр им. Н.П. Охлопкова и театр «Новая драма». В общей сложности продано почти пять тысяч билетов.
«Я когда смотрела этот спектакль, у меня было ощущение, что именно о героях в исполнении этих актеров автор писал, — поделилась иркутянка Юлия Бархенко после спектакля „Кукольный дом“ Магаданского музыкального и драматического театра, поставленного по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. — Мне кажется, настолько точное попадание в задумке, попадание в характеры, что лучше невозможно представить. Ну и сценография, конечно, отдельный просто восторг: свет, декорации, звуковое сопровождение настолько органичны, настолько продуманы, что получилась гармоничная целостная композиция. И ты думаешь: вот убери какой-то один элемент, поменяй музыку, вот здесь немножко иначе подсвети и все, и будет уже не то. А так вот целый единый организм, прекрасный спектакль, прекрасный театр! Очень ждём в нашем городе с новыми гастролями, с несколькими спектаклями».
Однако, прежде чем зритель попадает в театр и видит красивую антуражную «картинку» с реквизитом и порой сложнейшими декорациями, организаторы фестиваля проводят грандиозную подготовку.
«Подготовка начинается за несколько месяцев перед премьерами. Ведь почти спектакли (кроме местной постановки „Дети“) — гастрольные, изначально ставились для определенных сценических пространств. И „вписать“ их в новые, фестивальные пространства — отнюдь непростая техническая и инженерная задача», — поясняет Виктория Васильева, директор по связям с общественностью компании «Полюс».
Главная сложность — дефицит времени. Придумать, расчертить, рассчитать и адаптировать, а затем перевезти в Иркутск декорации, оборудование нужно в четко определенные сроки.
«Время — важный ресурс, потому что время в отличие от всего остального оно — конечно, — говорит технический директор фестиваля „Территория. Иркутск“ Кирилл Носырев. — Когда вы выпускаете спектакль, делаете гастроли и вам не хватает людей, то вы их нанимаете, не хватает других ресурсов — находите. Такая возможность всегда есть. Но время невозможно „добрать“ — у вас есть час X. Поэтому в техническом менеджменте очень важно бережно и правильно распоряжаться временем».
У Кирилла Носырева за плечами богатый опыт технической организации крупных фестивальных междисциплинарных проектов. Например, помимо работы с фондом «Территория» он являлся техническим директором национальной театральной премии «Золотая маска». О том, как рождается большой фестиваль, с технической точки зрения Кирилл поговорил с участниками профессиональной образовательной программы «Территории. Иркутск».

В качестве примера был выбран спектакль «Три сестры» театрального объединения «Озеро». Попасть в Москве на спектакли «Озера» очень сложная задача, а для иркутского зрителя на домашней сцене посмотреть это современное прочтение чеховских «Сестёр» сродни чуду. Технически ответственным за это чудо стал Кирилл Носырев.
«Ребята показывают этот спектакль на очень маленькой сцене на зал вмещающий 100 человек. Масштабировать такой камерный проект до размеров большого театра, весьма непростая задача. Здесь нам повезло с площадкой. Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова, несмотря на сравнительно большой размер зрительного зала, обладает некой особой театральной атмосферой. Поэтому, нам удалось сохранить изначально заложенные режиссером камерность и живое общение со зрителем», — рассказал Кирилл молодым театралам, пришедшим на лекцию.
Работа над фестивальной адаптацией любого спектакля всегда уникальна. Ведь спектакль, как правило, ставится под определённое сценическое пространство, а их одинаковых не бывает. Но работая с «Территорией» Кирилл Носырев с интересом берётся за проекты с приставкой «совсем в первый раз». Например, упомянутое объединение «Озеро» не то что за пределы Москвы, оно за пределы своего театра ни разу не выбиралось. В прошлом году на фестивале «Территория. Красноярск» Кирилл адаптировал спектакль «Сверчок» «Электротеатра Станиславский», который тоже никогда никуда не выезжал, именно по причине технической сложности своих спектаклей.

«Важно же ещё и то, какая команда с тобой работает. Любой сложности задачи можно выполнить, если ты берешься за проект с профессионалами. Команда фонда „Территория“, организаторы от компании „Полюс“ сделали уже много фестивалей и набрали такой уровень экспертизы, что любые возникающие проблемы решаемы. Плюс, в иркутских театрах очень профессиональные технические сотрудники, которые искренне хотят тебе помочь», — отметил Кирилл.
К слову, у монтажеров и работников сцены в распоряжении только ночь, чтобы разобрать и убрать декорации спектакля, который зрители увидели накануне, и собрать новые. Ведь уже утром начинаются генеральные репетиции и прогоны.
Фестиваль «Территория. Иркутск» уже второй по счету. В первый раз наш город принимал фестиваль в 2021 году. Его организовывают золотодобывающая компания «Полюс», Фонд развития культуры и современного искусства «Территория» и Московский музей современного искусства. С окончанием театральной программы фестиваль не заканчивается. До 28 сентября в Иркутском художественном музее продолжит работу выставка современного искусства «Сценические действия», которую иркутский музей создал вместе с Московским музеем современного искусства.
Реклама