С молотком и лопатой
Для многих молодых людей БАМ стал первым, может быть, самым серьёзным поступком в жизни, главным экзаменом на зрелость. К таким людям можно смело отнести Елену Жандарову, которая приехала в Нию в 1977 году после… комсомольской конференции в Иркутске. Она была её делегатом и познакомилась там с парнями-бамовцами. Они рассказали ей о стройке, её перспективах, комсомольской жизни, бытовых трудностях, морозах, зное, таёжной мошке, комарах и…позвали с собой. Елена была активной комсомолкой и остаться в стороне от всесоюзной стройки не смогла. Трудности её не пугали, ведь она родилась в Сибири, небольшом посёлке Иркутской области.
В Ние Елена стала работать монтёром пути. Представьте 22-летнюю стройную девушку с молотком для подбойки и лопатой. А в те времена освоение магистрали было очень сложным: многое доделывали, доустраивали, усовершенствовали. Елена Владимировна рассказывает, что тогда у путейцев не было спецмашин, до нужного километра доезжали в тепловозах или на вагончике. А на путях не было тепляков, где можно укрыться от дождя, ветра или солнца.
- Это сейчас едешь по трассе БАМа в поезде, смотришь, стоят красивые кирпичные тепляки для отдыха путейцев, а тогда среди тайги негде было даже оставить привезённый с собой обед, - говорит она. - Особенно трудно давались морозы - они стояли под 50, а то и больше. Всё, что можно согреть, грели на костре, а хлеб, яйца грели под курткой, самое тёплое место было под мышкой. А летом доставала мошка, от которой невозможно да и негде спрятаться. Но ничего, всё, что прожито - это мои года, моё богатство, я ни о чём не жалею, всё было здорово!
Пешком по шпалам
Людмила Попова приехала на БАМ, в посёлок Ния в 1977 году после окончания Ярославского железнодорожного техникума, как и многие тогда - по направлению. Свою трудовую деятельность молодой специалист-железнодорожник начала ещё в первом здании станции Ния, которое было обыкновенным вагончиком. В 80-м году его «благоустроили» - сделали в щитовом «исполнении», а ещё позже построили из бруса. Много лет Людмила Попова работала и в красивом, с грузинским колоритом, двухэтажном кирпичном вокзале, которое существует и поныне. В нём помещение дежурного - тёплое, уютно, всё на автоматике, а в былые времена никакого автоматического перевода стрелок не было.
- Открывать стрелки ходили пешком, а это два километра только в одну сторону, в любую погоду: в мороз, ветер, дождь, жару, - вспоминает Людмила Антоновна. Она до сих пор не может забыть встречу с красавцем лосем, который вышел из леса, когда она отправилась переводить самую дальнюю стрелку. Сначала очень испугалась - подумала, медведь (бывали и такие случаи), но когда увидела огромные рога, страх сменился радостью и восторгом от удивительно красивого животного. Потом дежурным стали давать ружья, но как говорит Людмила Антоновна, это было скорее слабым успокоением (что идёшь в темноте с оружием), а не средством защиты.
Более 30 лет моя землячка отработала на одном месте - дежурной по станции Ния. Работала всегда с полной отдачей, уверенная в том, что её труд нужен и важен. Главными наградами для неё были и остаются авторитет и уважение коллег. Как профессионал своего дела, она передавала свои знания и опыт молодёжи, и сейчас дежурными на станции Ния работают её воспитанники.
Рассказ о БАМе Прасковьи Калаганской