325

На новый лад: как и почему иркутские декабристы становятся современными

Технологии позволяют
Технологии позволяют "путешествовать" по следам декабристов. © / Карина Евдокименко / АиФ-Иркутск

Музей – слово, вызывающее у многих из нас мыли о тоскливой древности, невообразимую скуку и необоримое желание зевнуть. В действительности, современный музей – это не место, где история пылится, а место, где она оживает.

Не увидеть, а прочувствовать

В усадьбе Волконских знакомство с историей и домом открывают сами хозяева: небольшое светотехническое устройство проецирует на входе тени Марии и Сергея Волконских и их детей - Михаила и Елены. Мы можем видеть, как силуэты по-хозяйски взбираются по парадной лестнице, танцуют, читают друг другу книги.

Дом-музей теперь наполнен духом прежних владельцев. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

- Мы подумали, что такое решение будет для музея очень удачным, - говорит научный сотрудник Анна Туревич, - это создает впечатление, что посетителей действительно встречают сами хозяева дома. К тому же, театр теней был очень модным в 19 веке.

Любителей классической музыки радует такой необычный предмет, как электронный пюпитр. Благодаря ему можно насладиться тремя произведениями, которые были записаны на рояле «Лихтенталь», принадлежавшем княгине Волконской.

Можно выбрать одну из трёх классических мелодий. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

- Цифровой век требует обновлений даже в музее, ведь молодежь хочет не просто видеть хранилище ценных предметов, она хочет прочувствовать их, - делится мыслями Анна. - Ещё я думаю, что, прибегая к новым решениям и цифровым технологиям, важно следить, чтобы они не нарушили общий образ экспозиции, а гармонично вписывались в обстановку.

Электронный пюпитр отлично вписался в интерьер. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

«Полезная» площадь

Подробней о том, что побудило Иркутский музей декабристов обратиться к интермедийным технологиям, рассказал заведующий домом-музеем Трубецких Игорь Пашко:

- Такое решение было продиктовано не столько желанием кого-то удивить, сколько суровой необходимостью. Например, дом Волконских всегда был мемориальным объектом, и всё там представлено так, как это было во время исторических хозяев. А на усадьбу Трубецких легла огромная информационная нагрузка: нужно было рассказать о причинах возникновения тайного общества, событиях 14 декабря 1825 года, осуждении декабристов, их дороге из Петербурга в Сибирь, жизни на каторге. Если бы мы не обратились к мультимедийным системам, у нас просто не получилось бы поместить в такое небольшое пространство настолько большой блок информации.

Из окна иркутской усадьбы виден Петербург. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

Пространство, кстати, в доме Трубецких используют максимально полезно. Даже некоторые окна здесь поменяли на цифровые, поэтому, вместо современной улицы Дзержинского, например, в таком окне видны и картины дворянской жизни, и восстание на Сенатской площади. Всё это непрерывно сопровождается музыкой и позволяет настроить посетителей на определенную историческую тему, погрузить его в атмосферу того времени. Цифровые окна обрамлены массивными занавесками и прикрыты полупрозрачным тюлем - словно события витают в «дымке времени», как говорит Игорь.

В музее можно встретить несколько подобных «телевизоров» - все они аккуратно «спрятаны» в багет, чтобы не выбивались из общей обстановки. Весь видеоконтент подготовлен одной из сотрудниц - Марией Кильчевской.

Телеэкран позволяет увидеть, как работает механизм старинной музыкальной шкатулки княгини Волконской. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

По следам декабристов

Пожалуй, главная находка - интерактивный экран, демонстрирующий дорогу декабристов из Петербурга в Сибирь. Если раньше можно было только слышать, как они проделали 6 тысяч верст, то теперь это можно увидеть. Во время движения на экране появляются гербы городов, через которые провозили восставших.

Путь декабристов представлен наглядно. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

А в пару кликов по карте можно получить сведения о том, где они отбывали каторгу и селились. У этого экрана гораздо больше возможностей, чем используется на данный момент. В него предстоит «залить» ещё много информации и фотографий, а также перевести контент на английский язык.

Получить интересные вам сведения теперь легко. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

По соседству с интерактивным экраном работает проектор, который крутит видеоролик на тему «Дорога в Сибирь»: мы видим, как сам император рассматривает карту сквозь увеличительное стекло и скрупулезно выбирает, куда направить каторжников.

Многое в экспозиции сделано символично и образно. Например, глянув в тюремный глазок камеры, можно увидеть портреты первых двух женщин, последовавших за своими мужьями - княгинь Волконской и Трубецкой. Сами декабристы называли их «ангелами-хранителями».

«Электронный» мольберт пролистывает портреты декабристов. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

В доме-музее Трубецких также представлено два «зеркала». Оба демонстрируют художественные работы декабриста Николая Бестужева. В одном «отражаются» жёны, верно последовавшие за своими мужьями, а во втором можно увидеть 77 портретов декабристов, выполненных Бестужевым. Если бы не он, мы бы  даже не знали, как выглядели многие из этих людей.

Одна из картин-телевизоров показывает небольшой фильм в котором профессиональные актеры озвучили любовные письма супругов Трубецких. Фото: АиФ-Иркутск / Карина Евдокименко

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах