Примерное время чтения: 7 минут
545

Реально ли школам Приангарья перейти на пятидневку и обучение в одну смену

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Восточной Сибири 13/10/2021
Виталий Колбасин / АиФ

12 октября состоялось заседание Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области. Обсуждали проблемы перехода всех школ Приангарья на обучение в одну смену. Сложнее всего обстановка в Иркутске и Иркутском районе. Проблемы схожие: переполненность классов и занятия в две смены с подсменками.

- Почти 15% российских школьников учатся в две, а то и в три смены, - отметил председатель Общественного совета Алексей Соболь. - По замыслу правительства РФ к 2025 году все школы в нашей стране должны перейти на обучение в одну смену.  

На грани коллапса

Перед заседанием парламентарии лично проверили наполняемость учебных заведений в Иркутске и Иркутском районе. Например, новая школа в посёлке Молодёжный может работать в одну смену при загрузке в 1275 учеников. Но сейчас реальное количество обучающихся - 2164. А в школе № 32 в областном центре 1374 ученика, в то время как она рассчитана на 1176. 

В качестве возможного способа решения проблемы председатель областного парламента Александр Ведерников предложил обратить внимание на новые практики привлечения частного капитала, которые активно используются, например, в Челябинской области.

- Безусловно, самый актуальный вариант - ждать финансирования из федерального бюджета, - считает спикер Законодательного собрания. - Но в качестве альтернативы можно рассмотреть и целевые облигационные займы - этот механизм может быть эффективным и не несёт большой нагрузки на бюджет региона. Нужно понимать, что, если мы будем подходить к решению проблемы переполненности школ так, как сейчас, это может привести к коллапсу.

Министр образования Иркутской области Максим Парфёнов озвучил неутешительную статистику: в Иркутске в одну смену работают всего пять школ, а в Иркутском районе - 17.

- В областном центре в две смены обучаются 34 тысячи детей, что составляет 41% от общего числа учеников, - говорит глава минобра. - В Иркутском районе в две смены занимаются 17 тысяч ребят, что составляет 37%. Всего в Приангарье работают 884 школы, которые посещают 341270 детей. Почти две трети из них обучаются в две смены. С 2018 года занятия в третью смену не проводятся, однако подсменки по-прежнему существуют. 

Глава регионального минобра подчеркнул, что увеличение количества занятий во вторую смену связано с коронавирусными ограничениями. Поскольку каждый кабинет закрепляется за отдельным классом, расписание занятий неизбежно «расширяется» и сдвигается по времени. 

- Четырём муниципалитетам удалось отказаться от второй смены, - добавляет Максим Парфёнов. - Это Мамско-Чуйский, Катангский и Усть-Илимский районы и город и Усть-Илимск. В 11 муниципалитетах во вторую смену учатся не более 10% детей. Это города Братск и Свирск и Нукутский, Балаганский, Усольский, Черемховский, Осинский, Казачинско-Ленский, Боханский, Тулунский и Братский районы. 

Чтобы снизить загруженность школ, в Иркутской области ведётся строительство 19 учебных заведений. Но, по словам Максима Парфёнова, это решит проблему только частично. 

Дождёмся ли пятидневки?

Участники Общественного совета обратили внимание министра образования на петицию за отмену шестидневной учебной недели, которую подписали уже 5200 жителей Иркутской области.

- Подобное решение принимает не муниципалитет, а сама школа, - подчеркнул Максим Парфёнов. - Я со своей стороны поддерживаю такую позицию. Обычно образовательные учреждения не хотят этого делать из-за высокой заполняемости и необходимости перестраивать программу обучения. Однако при общении с гражданами выясняется, что зачастую в субботу в расписании стоят одни факультативы или физкультура.

В Иркутске есть пример перехода на пятидневку - это 19 школа. Департамент образования тщательно следит за процессом перестройки в образовательном учреждении. Министр образования подчеркнул, что пятидневная неделя - это больной вопрос для родителей, однако не стоит забывать, что в субботу дети должны быть или с семьёй, или в кружках и секциях.

Депутат Александр Попов поинтересовался, не будут ли вновь построенные школы пустовать, когда снизится рождаемость.

- Действительно, за три года наблюдается существенное снижение количества воспитанников детских садов - оно стало меньше на 12 тысяч, - подтвердил министр образования Иркутской области. - Сейчас и первоклассников, по статистике, на 400-500 меньше, чем в прошлые годы. Однако общий контингент обучающихся будет расти ещё в течение 6-8 лет, так что школы точно не будут пустовать. 

Парламентарий Ирина Синцова уточнила, можно ли на базе односменных и относительно свободных школ, которые есть, например, в некоторых сёлах Осинского района, организовать дополнительные занятия. Максим Парфёнов подчеркнул, что именно такой тип образования и будет максимально приближен к классическому, но, увы, не каждая школа в Приангарье может себе это позволить из-за загруженности.

Депутат Ольга Безродных подняла проблему малокомплектных школ на севере региона, в которых учатся по 30 человек, но организовать подвоз к более крупным учебным заведениям нет возможности из-за дальних расстояний и плохих дорог. В качестве возможного выхода парламентарий предложила строительство интернатов. 

- Интернатов, действительно, осталось мало - раньше в Иркутской области их было около 60, - уточнил Максим Парфёнов. - Нужно обсуждать это с родителями и понять, насколько это будет востребовано. Возможно, это станет выходом для некоторых населённых пунктов. Но лично я стою за сохранение и ремонт малокомплектных школ и повышение качества образования в них.

Ирина Синцова подчеркнула, что уровень знаний одинаковый как в малокомплектных, так и в обычных школах. К тому же ребята из маленьких сёл понимают всю важность образования, которое даёт им путёвку в жизнь. 

Учеников много, а учителей дефицит

Слово на Общественном совете также дали представителям Иркутска и Иркутского района.

- На сегодняшний день у нас работают 24 школы, - рассказал начальник управления образования Иркутского района Роман Зарипов. - За пять лет построили всего четыре новых общеобразовательных учреждения. При этом в больших школах минимум по 10 первых классов. Мы подошли к той ситуации, когда количество первоклашек превышает число выпускников. Не хватает 6730 мест в школах. В классах в среднем учатся по 22 ребёнка вместо нормативных 14. Также для нормальной организации учебного процесса требуется ещё 873 педагога.

Поскольку многим ребятам приходится учиться в соседних населённых пунктах, их развозят 119 школьных автобусов. Однако и такого количества недостаточно. 

- Чтобы обеспечить комфортный подвоз детей, нужны ещё 36 автобусов, - добавляет Роман Зарипов. - Из бюджета района выделили 60 миллионов рублей, чтобы до конца года зафрахтовать дополнительный транспорт. 

Чтобы избежать коллапса, на первых порах достаточно построить шесть школ - в Нижней Лисихе, Хомутово, Берёзовом, Оёке, Стрижах и Столбово. Но, по словам Романа Зарипова, в перспективе Иркутскому району их нужно ещё 17.  

Председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталий Барышников рассказал о ситуации в областном центре. Проблемы начинаются уже с детских садов - в Иркутске их посещают 42 тысячи детей, но при этом ещё 11,5 тысячи малышей ждут своей очереди. 

- В школах не хватает более 24 тысяч мест, - говорит Виталий Барышников. - Запланировано строительство нескольких школ, к остальным приходится возводить пристрои. Из-за этого приходится жертвовать уличными стадионами. Хоть строительство 12 общеобразовательных учреждений и даст нам 9625 новых мест, этого всё равно будет недостаточно, но поможет ликвидировать подсменки.

Высока и нагрузка на учителей. Средняя ставка педагога в Иркутске составляет 1,85, в то время как средний показатель по России - 1,35. И это при том, что в классах могут учиться от 28 до 37 человек. Чтобы достичь среднего показателя ставки, необходимо ещё 1000 учителей. А при строительстве 12 школ понадобится нанять дополнительно 500-600 специалистов. 

- Чтобы решить эту проблему, мы планируем добиться распространения программы поддержки «Земский учитель» не только на посёлки и отдалённые населённые пункты, но и на городские округа, - отметил Виталий Барышников.  

По итогам совета были приняты рекомендации по мерам, направленным на устранение дефицита мест в школах. Александр Ведерников также рассказал о намерении депутатов посетить Иркутский региональный колледж педагогического образования, чтобы оценить условия подготовки будущих учителей и меры по стимулированию их трудоустройства в школы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах