В прошлом году уполномоченному по права ребёнка в Магаданской области поступило более 200 обращений. Чаще всего колымчане жаловались на проблемы в медицине, образовании и социальной сфере, рассказал детский омбудсмен Денис Павлик.
Вопросы без ответов
Обращения поступали из всех городских округов, но большая часть была из Магадана. В основном их авторы – родители и опекуны. Бывает, что пишут или звонят сами дети.
Сроки рассмотрения обращений в аппарате уполномоченного по правам ребенка разные. Некоторые проблемы решаются за пару дней. В отдельных случаях требуется провести выездное совещание, организовать встречи на местах, чтобы разобраться в ситуации.
«Часто провожу поездки по территориям, инспектирую школы, садики, больницы и другие социальные учреждения, – говорит Денис Анатольевич. – В программе всегда посещение приёмных семей и семей, стоящих на учёте. На местах работают мои общественные помощники, они помогают гражданам найти выход из трудной социальной ситуации».
Однако, некоторые вопросы так и остаются без ответа, а проблемы – без решения. Чаще всего это личные пожелания, которые в рамках действующего законодательства решить невозможно. Если несколько человек направляют схожие обращения, – это повод задуматься. Нужно изучать опыт других регионов, проработать вопрос с ведомствами и создать прецедент. Среди наиболее важных решений, которые приняли при взаимодействии с детским омбудсменом региона – коммунальная амнистия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Знали, но не помешали
Ещё одна актуальная проблема, с которой работают специалисты аппарата уполномоченного – это буллинг, или травля. По мнению правозащитников, она вышла на новый уровень: уже сегодня фиксируются конфликты между учителями, родителями – и даже малышами в детском саду.
«Конечно, и в нашем детстве был буллинг, но тогда он принимал более мягкие формы, – говорит детский омбудсмен. – Я уверен, что в первую очередь случаи травли должны пресекать учителя. Но иногда они сами становятся провокаторами. Бывает, что педагоги как бы в шутку подначивают мальчика, который давно не стригся, или девочку, набравшую пару килограммов за лето. И они не замечают, что тем самым развязывают руки задирам, которые только и ждали повода, чтобы поиздеваться над кем-нибудь».
Часто случается, что педагоги и сами не видят разницы между школьным конфликтом и травлей. На самом деле, первый случай имеет единичный характер: сегодня ребята подрались, а завтра уже вместе играют и веселятся. Травля же – явление длительное, она продолжается месяцами, а иногда и годами.
«Когда распутываешь клубок событий, который привёл к серьёзной драке в школе, выясняется, что, либо жертва травли устала терпеть издевательства и нанесла ответный удар, либо, наоборот, ребёнок настолько пассивен, что обидчики увлеклись и перешли черту, – замечает Денис Павлик. – Каждый раз приходим к тому, что в школе все знали о буллинге, но ничего не предпринималось».
Чтобы научить учителей пресекать травлю на корню, омбудсмен провёл переговоры с институтом развития образования. Теперь педагоги будут проходить дополнительное обучение по распознанию буллинга.