Что было первым в Сибири – политическая или уголовная ссылка? «Сначала – политическая, потом – уголовная», – говорит доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ИГУ Александр Иванов.
Отправляли за Урал деревнями
Владимир Шпикалов, «АиФ-Иркутск»: Сибирь прочно ассоциируется с краем ссыльных. А кто были первыми политическими ссыльными?
Александр Иванов: Первым политическим ссыльным в Сибири принято считать угличский колокол. Когда в 1591 году в городке Углич погиб, якобы от несчастного случая, восьмилетний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, кто-то зазвонил в набатный колокол, после чего случилось подобие бунта. В ходе расследования колокол «определили» зачинщиком волнений: вырвали ему язык, били плетьми и «сослали» в Сибирь, в Тобольск. Особо буйные горожане отправились в ссылку вместе с колоколом – год тащили его на себе. В наших краях, когда Иркутска ещё не было, первый политический ссыльный – протопоп Аввакум – побывал на пути в Забайкалье в 1650-е годы.
– В Сибирь ссылали особо опасных преступников?
– Чтобы угодить в сибирскую ссылку, не обязательно надо было быть преступником. В XVII веке сибирская ссылка больше рассматривалась, как возможность для освоения территорий, а не как карательный инструмент. Московские цари стремились заселить обширные пространства, поэтому практиковалось сразу три вида ссылки.
Первый – ссылка «в службу», когда провинившийся боярин или дворянин, военный или гражданский направлялись служить на новое место, в Сибирь.
Второй – ссылка «в посад» с припиской на жительство в сибирском городе: осужденный обладал теми же правами и нёс такие же повинности, что и остальные горожане.
Третий – ссылка «в пашню»: пашенным отводилась земля, они её возделывали, поставляли государству хлеб, кормились сами. Крестьян ссылали за Урал на пашню целыми деревнями, единственным их преступлением являлось то, что они умели пахать и сеять.
– Уголовники – разбойники и убийцы – в потоке ссыльных были в меньшинстве?
– С конца XVI по начало XVIII века – в абсолютном меньшинстве. Это ссылка московского периода, её ещё называют домашней. Приговорённый не столько отбывал наказание, сколько обустраивался в Сибири: заводил семью, строил дом, пахал, служил. Ссыльные обживали и Иркутский острог. По данным исследователей, среди первой тысячи жителей Иркутска 10% – ссыльные.
Чтобы угодить в сибирскую ссылку, не обязательно надо было быть преступником. В XVII веке сибирская ссылка больше рассматривалась, как возможность для освоения территорий, а не как карательный инструмент.
– До места ссылки осужденных вели в кандалах?
– В допетровские времена кандалы на этапируемых в массовом порядке не одевали, да и этапов, как таковых, не было: ссыльных отправляли в Сибирь группами по несколько десятков человек с оказией под присмотром служивых людей. Ножные и ручные кандалы, как обязательный атрибут заключения, появляются при Петре I. При нём формируется прообраз этапных тюрем. Он же впервые инициирует пересылку большого числа заключённых на большие расстояния: отправляет в Сибирь тысячи пленных шведов, которые на своих двоих топают до Иркутска и дальше. С правления Петра начинается ссылка петербургского периода – организованная, регулярная.
На телеге по этапу
– Кто самый известный политический ссыльный XVIII века в Иркутской губернии?
– Александр Радищев. Екатерина II отправила его в Сибирь за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Срок он отбывал в Илимском остроге, куда добирался из столицы несколько месяцев. В ссылке много врачевал, прославился среди местного населения как лекарь и огородник.
– К политическим и к уголовникам власти относились по-разному?
– Судили по одним законам, но социальные различия сохранялись. Ссылка не отменяла дворянства: как правило, даже лишаясь титулов, осуждённые оставались представителями высшего сословия. Обладали определёнными привилегиями, например в дорогу им выдавали на питание 15 копеек в сутки, тогда как ссыльные из «низшего общества» – крестьяне, рабочие, мещане – получали по 10 копеек. Дворяне могли ехать в ссылку на телеге. Остальные шли пешком – путь по этапу занимал до полутора лет, некоторые умирали от лишений. Ссыльных голубых кровей не привлекали к тяжёлому физическому труду: не заставляли махать кайлом или спускаться в шахты. За исключением декабристов, вот они в первые годы ссылки опробовали на себе каторжный труд.
Ссылка не отменяла дворянства: как правило, даже лишаясь титулов, осуждённые оставались представителями высшего сословия. Обладали определёнными привилегиями.
– В ссылке декабристы поднимали восстания?
– В 1828 году солдат-декабрист Иван Сухинов замыслил освободить своих товарищей из Читинского острога. Собрал единомышленников, хотел организовать нападение на казармы, захватить оружие и пробиваться на Дальний Восток. Но заговор раскрыли, восстание так и не состоялось.
– Где в Сибири декабристы отбывали наказание?
– В сибирской ссылке побывало более 120 декабристов, с июля 1826 года они стали поступать в Иркутск, затем их отправили на каторжные работы в Забайкалье: Читинский острог, Нерчинские рудники, потом был построенный специально для них каземат в Петровском Заводе. После истечения сроков каторги их определили на поселение по всей Сибири, меньшая часть осела в Западной Сибири. При этом в Иркутской губернии сформировалась самая многочисленная колония декабристов: они жили в Урике, Оёке, Усть-Куде, Елани, Олонках, Иркутске. В 1856 году при восшествии на престол Александр II даровал амнистию и позволил им вернуться из ссылки.
Жили большими группами
– В какой период в Сибири находилось больше всего политических ссыльных?
– В 1830-е и 1860-е годы. В начале 1830-х в Сибирь сослали участников польского Ноябрьского восстания – около 10 тысяч человек. Само определение «политссыльные» впервые применили по отношению к ссыльным полякам. До них осужденных по политическим мотивам в Российской империи называли государственными преступниками. После очередного польского восстания, Январского, в 1860-е годы состоялся ещё один заход польских ссыльных в Сибирь, это не менее 20 тысяч человек. Поляки внесли значительный вклад в развитие бытовой культуры, научное изучение территории от Урала до Сахалина.
Само определение «политссыльные» впервые применили по отношению к ссыльным полякам. До них осужденных по политическим мотивам в Российской империи называли государственными преступниками.
– Численность уголовных ссыльных тоже росла?
– После того, как в первой четверти XIX века Михаил Сперанский законодательно упорядочил систему ссылки, Сибирь ежегодно принимала сначала по две-три тысячи уголовников в год, затем по 10-12 тысяч. К концу века в сибирской ссылке одномоментно отбывало наказание более 300 тысяч уголовников, до половины из них числились безвестно отсутствующими. Когда каторжников выпускали из тюрем и переводили в разряд ссыльнопоселенцев, многие не хотели работать и предпочитали бродяжничать.
– Политические ссыльные ведь не бродяжничали? Для них такое поведение не по статусу?
– В конце XIX – начале XX веков политическая ссылка стала другой – пролетарской. Организованная категория рабочих и крестьян, объединённых идеологией, жила колониями там, где была работа. В канун Первой мировой войны большие группы политических – по 200-300 человек – трудились в таких городах Иркутской губернии, как Черемхово, Киренск, Илимск, Верхоленск. Около 600 политссыльных насчитывалось в Иркутске. В целом в губернии отбывали сроки по политическим статьям не менее 5000 человек. Мой учитель, историк Николай Николаевич Щербаков, приводит данные, что к 1 февраля 1917 года в Сибири и Дальнем Востоке было в общей сложности около 16 тысяч политических ссыльных.
– Существовала установка властей – не принимать в определённых сибирских городах политссыльных?
– Да, в Томск запретили ссылать политических после того, как в городе открыли университет. У меня есть документ, в котором говорится, что в начале XX века иркутский генерал-губернатор выступал за освобождение Иркутска от политической ссылки. Не успел, случилась революция. Ссылка после 1917 года – другая история.
ДОСЬЕ
Александр Иванов родился в Иркутске в 1958 году. В 1981-м окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. В 2002 году защитил докторскую диссертацию «Историография политической ссылки в Сибирь второй половины XIX – начала ХХ вв.». Среди научных интересов – политическая история Сибири, вопросы историографии и источниковедения. Автор ряда статей и нескольких книг, руководитель научного направления по изучению истории сибирской политической и уголовной ссылки XVII–XX веков в Иркутском госуниверситете.