Теракт в казанской гимназии ещё раз обратил внимание всех жителей страны на вопросы безопасности в школах. В Иркутской области к 1 сентября должны разработать и внедрить новые правила и методы обеспечения безопасности в учебных учреждениях. Но будут ли они эффективны? Педагоги уверены, что нужно копать глубже и разбираться в истинных причинах агрессии подростков.
Нашли крайних?
Когда возникают такие трагедии, школа не только является пострадавшей, но и ответчиком: проверяется на предмет обеспечения безопасности, все ли меры были предприняты для предотвращения такого случая, и не только в части надлежащей охраны, - говорит Валентина Федосеева, председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза.
- Ходить в школу становится небезопасным, - признаётся председатель Усольской городской организации профсоюза педагогических работников Надежда Кропочева, - потому что в последние годы агрессивных детей с врождённым чувством вседозволенности становится всё больше. Поскольку со школы спрос за формирование личности ребёнка, за разрешение конфликтов между детьми, педагогами и родителями, настало время для формирования службы психологической помощи учителям, считает Валентина Федосеева.
- Сегодня педагоги обращают внимание на отсутствие психологической помощи именно в профессиональной среде, - говорит Валентина Геннадьевна. - Можно, конечно, отправлять учителя к стороннему психологу, но должна быть поддержка, связанная с профессиональной деятельностью непосредственно в образовательном учреждении. А у нас сейчас из-за нехватки кадров нет достаточной психологической помощи обучающимся, не то что педагогам.
Оптимизация всего и вся прошлась, прежде всего, по педагогам-психологам и привела к тому, что в большинстве школ таких специалистов практически нет или количество штатных единиц минимально. Поэтому обратиться за помощью ни ученикам, ни учителям не к кому. И некому вовремя отреагировать на «тревожные звоночки» со стороны потенциально опасных подростков, способных взять в руки оружие.
- Психологи, разбираясь в подобных казанской трагедии происшествиях по всему миру, пришли к выводу, что первопричина таких действий - буллинг. Когда над ребёнком издеваются постоянно, он сжимается, как пружина, которая в одночасье срабатывает подобной агрессией, - говорит председатель первичной профсоюзной организации Иркутского регионального колледжа педагогического образования Светлана Корнилова. - И помочь ребёнку в такой ситуации справиться со стрессом без расстрела одноклассников может именно психолог. Учителю на это может не хватить ни времени, ни навыков.
Классный руководитель - не психолог
С ней согласна учитель обществознания, председатель первичной профсоюзной организации МОУ СОШ № 4 Шелехова Галина Устьянова:
- Для выявления таких детей нужны специалисты, но их сократили, денег нет, а полномочия сложили на классного руководителя, мол, получаете 7 тысяч доплаты, так отрабатывайте. Но ведь классный руководитель не освобождён от ведения предметов. А детей в классах сейчас не 20, а 35. И хотелось бы с каждым из них вести душевные разговоры, но когда?
- Необходимо изменить отношение государства, чиновников к учителям, чтобы они видели ценность детей через ценность педагога, - поддерживает коллег Валентина Федосеева. - Постоянно при формировании бюджета на очередной год мы слышим от чиновников, что система образования затратная. Но не стоит забывать, что она несёт наиважнейшую функцию - создание будущего страны.
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Института развития образования Гавриил Радионов уверен, что школьные психологи должны работать в связке с психиатрами, разговоров по душам между учителем и учеником тут недостаточно.
- Достоверно установить, склонен ли ребёнок к агрессии, невозможно. В случае казанского стрелка даже психиатр, который выдавал лицензию на оружие, не увидел этого. Мы не знаем, на что способны наши дети. Ведь буллингу в той или иной степени подвергаются многие школьники, но не все берут в руки оружие. К этому подводят ещё некие психические расстройства, которые мы можем не отследить.
Убеждён, что нужно выстраивать связь между школьной психологической службой и внешними специалистами - психиатрами. Я, как школьный психолог, чувствовал себя изолированным от внешней среды: отправляю родителей с ребёнком к психиатру, а они туда не доходят либо из-за отсутствия желания, либо денег. И проблема остаётся нерешённой, а лишь усугубляется.
Как помочь семье?
Председатель Иркутского областного родительского собрания Александра Наваренко придерживается другой точки зрения, она уверена, что главный ответственный за физическое и психическое здоровье ребёнка - это семья. Ведь можно обнести школу высоченными заборами, поставить охранников, но тогда теракты будут происходить в метро, кинотеатрах. Поэтому нужно усилия направлять на то, чтобы у детей не возникало желания и необходимости снимать стресс агрессией. И основная роль в этом ей видится именно у семьи.
- Сейчас при каждом подобном теракте мы почему-то жалеем родителей этих неадекватных подростков. А почему? Родители казанского стрелка просто отселили этого 19-летнего паренька от себя, самоустранились от его жизни и проблем. А ведь кроме репродуктивной функции у семьи есть ещё обязанность рекреационная. Но сегодня каждый второй ребёнок является социальным сиротой. Статистика говорит, что мальчики общаются со своими папами в среднем 1-3 минуты в день. Нужно ставить вопрос, что происходит с институтом семьи?!
Однако учителя уверены, помимо ответственности, семья должна получать ещё и помощь, опять же психологическую, чтобы сохранить здоровье ребёнка, а этого нет.
- В моём классе одна мама беспокоится, что ребёнок выпивает, - рассказала Галина Устьянова. - Она обратилась за помощью туда-сюда, а ей только штрафы выписывают, которых она оплатила уже на 6 тысяч рублей, но помощи ниоткуда не получила. Система наказаний работает хорошо, но помощи нет, нет ни специалистов в школах, ни врачей в поликлинике. Особенно в маленьких городах и сельской местности. Даже в Ангарске очередь на приём в службу психологической помощи расписана на две недели вперёд. Можно обратиться только к платному психологу, к чему родители не готовы.
Все собравшиеся уверены, что решать проблему нужно комплексно - через семью, школу и медицину. Восстанавливать институт семьи, поднимать престиж профессии педагога, обеспечивать психологическую, юридическую, медицинскую помощь как в школе, так и в семейных поликлиниках.
- Первейшие шаги, которые должно немедленно сделать государство, - повысить оплату труда педагога, его социальный статус, освободить школу от непомерной отчётности, несвойственных ей функций, например, от принудительного участия в предвыборных мероприятиях, что мы сегодня наблюдаем в Иркутской области, чтобы у учителя были силы - и физические, и моральные на внеклассную работу с учениками, - уверена Валентина Федосеева.