…Им под сотню и за сотню лет. Мальчишки с чёрно-белых фотографий, герои документальных хроник, они - живее многих. Отжимаются с голым торсом от холодной апрельской земли, гоняют за рулём по Ольхонским степям, вспоминают события семидесятилетней давности, словно это было вчера. 6 мая широкая публика увидит премьеру документальной ленты иркутского режиссёра Василия Медведева «Судьба человека».
Автор и режиссёр рассказал читателям «АиФ в ВС» о непростой истории картины, уходящей натуре, современных героях и той удивительной искре, что делает нас живыми вопреки любым обстоятельствам.
Почти весь фильм - прямая речь победителей. Все они из Иркутска, только один - Алексей Васильевич Копылов - житель Ольхона. Рождённые в 1919, 1920, 1922-м, они прекрасно помнят, как началась война, как спасались от пуль, праздновали победу, возвращались домой, сватали невест, хоронили жён… В этом отношении лента - удивительное явление: много ли вы встречали свидетелей тех событий, способных к долгому, искреннему и местами ироничному рассказу?
Ухватили уходящую натуру
Идею фильма Василий вынашивал больше десяти лет: задумал его ещё к 65-летию Победы. Накануне семьдесят пятой годовщины праздника проект поддержало министерство культуры РФ.
Они успели. Нашли, записали, сохранили живые картинки из жизни почти столетних мужчин, живых «машин времени». К началу 2020-го фильм был готов. А потом режиссёр с продюсером Юлией Варыхановой сделали и вовсе невероятное.
- В течение нескольких месяцев мы обзванивали киносети по всей стране. Нас воспринимали как сумасшедших: «Документальное в кинотеатре? Да вы шутите?» - в основном такой мы слышали ответ. Но наша настойчивость дала результат, 27 кинотеатров в 14 городах-миллионниках решились взять фильм для проката. Для нашей маленькой региональной студии это была огромная победа. Но случилось то, что случилось.
Сейчас киносети находятся в таком положении, что и мечтать о кинопоказах нет смысла. Но фильм должен выйти. Мы решили просто выложить его 6 мая в интернет для общего доступа. -
- Известно ли, что стало за год с героями фильма, как они пережили пандемию?
- Двое - Алексей Васильевич Копылов и Анисим Михайлович Вставский - ушли из жизни, не из-за вируса. В последний год они очень мало общались с родственниками Конечно, все старались ограничить встречи с ними, боясь заразить «короной». Был ли в этом смысл? Вопрос спорный.
- Изменилось восприятие картины после истории с коронавирусом? Видите ли вы в ней сейчас новые смыслы?
- Нет, совсем нет. Для меня эта пандемия останется в глобальной истории как недоразумение.
Мозаика эпохи
- В чём, по-вашему, смысловой центр картины? Если бы вам предложили показать зрителю единственный короткий эпизод, каким бы он был?
- Смысловой центр картины - единый стрежень, объединяющий наших героев. Они ведь очень разные, из разных отраслей, с разными характерами и воспитанием, но роднит их не только война. Что мы увидим, если ограничимся одной картинкой? Интересного старика ветерана с причудами. Нашей задачей было показать эпоху, масштаб мысли этого поколения, создать собирательный образ. И задача эта не из простых. Каждый отдельный эпизод фильма - лишь деталь мозаики эпохи.
- Фильм начинается с размышлений молодых людей о том, куда идти, о себе, времени. А каким вы видите среди молодёжи соотношение между пассионариями, теми, кто несёт эту «искру жизни», и остальными?
- Основной вопрос нашего фильма: «Ради чего мы живём?» Мы задаём его молодой аудитории, которая получает возможность сравнить собственные идеалы с жизненным опытом почти столетних свидетелей истории СССР и новой России. Людей, чьи судьбы, возможно, станут примером для их потомков, а возможно, останутся для современных юношей и девушек всего лишь пережитком героического прошлого великой страны.
Как быть нужным стране?
- Но при этом мы видим эту разницу поколений, в чём она?
- Возьмём историю одного из героев, который с детства мечтал быть агрономом. Он вернулся с фронта домой в деревню, тогда у деревенских даже паспортов не было, не имел права сам куда-то уехать, и кто ж его отпустит, когда после войны не хватает рук? Он решил действовать, написал в газету, письмо передали в партию, и молодого фронтовика отправили на курсы агрономов, хоть он имел четыре класса образования. Человек пошёл за мечтой. Молодые специалисты были очень нужны, для них создавались все возможные на тот момент условия, хотя эти условия иначе как суровыми не назовёшь. Но когда ты нужен стране, это окрыляет.
Сейчас молодые учёные романтики, физики, биологи, врачи никому не нужны, не востребованы системой. Если ты хочешь добиться чего-то в своём направлении, то должен это красиво преподнести, проще говоря, продать. Таковы новые правила игры. Люди не востребованы государственной системой, но систему делаем мы, и от нас - тех, кто внизу, - эти отношения тоже зависят.
- Предлагаю немного поразмышлять, каким вы видите того человека - условно нашего ровесника или чуть моложе, - который продолжает путь этих людей, героев фильма? Как на десятилетия вперёд сохранить в себе эту искру, быть сильным и живым?
- Мне кажется, дело в преемственности поколений. Когда ты знаешь, кто твои предки, знаешь свою страну, тебе проще понять, куда идти. Сейчас нет системы, которая ведёт нас вперёд, нет цели. Наши лидеры декламируют абстрактные задачи, например, уменьшение количества бедных. Но что это значит для нас? «Вертись как хочешь, лишь бы побольше заработать?» Тогда в чём смысл родины, если базовый приоритет страны - деньги? И вот тут главная проблема: если ты не знаешь, кто ты и откуда, то непонятно куда и зачем двигаться. Но если нет государственной системы, создающей объединяющие ценности, то эти ценности мы можем создавать самостоятельно на своём доступном уровне. Я снимаю кино, кто-то выводит новые сорта пшеницы или программирует роботов. Мы сами способны создать важность своих трудов во имя своей страны и вопреки тому, что это может казаться никому не нужным. Да, это непростой путь, но выбор у нас небольшой. Ключ - в осознанном отношении к своей стране, к её прошлому и настоящему.
Досье
Василий Медведев, режиссёр документального кино. Родился 20 апреля 1982 года. Выпускник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. В 2016 году стал обладателем специального приза - малой «Золотой рукавицы» в номинации «Герой лучшего документального фильма» на фестивале кино и интернет-проектов «Человек труда» за фильм «Хирург».