«Ангара» - судно с необычной судьбой. Его изготовили в далёком 1900 году в английском Ньюкасле. Собирали ледокол уже на Байкале, куда он прибыл по железной дороге в разобранном виде. В последующие годы «Ангара» прокладывала через байкальский лёд путь для парома, в Гражданскую войну красные использовали его как военное судно, а белые - как плавучую тюрьму. В 1929 году ледокол едва не затонул, а в 1983-м, уже будучи кораблём-музеем, почти полностью выгорел и несколько лет находился в полузатопленном состоянии. Восстановили его только к 1990 году по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК).
Сегодня в истории «Ангары», которая теперь является филиалом Иркутского областного краеведческого музея, переворачивается новая страница: после очередного ремонта судно должно стать немного ближе к первоначальному облику.
- Сейчас подрядчики меняют настил на шлюпочной палубе, после этого здесь заново отстроят помещение, в котором находились капитанская рубка и каюта капитана, - рассказывает директор музея Сергей Ступин. - Сделаем его деревянным, как это было исторически.
В рубке планируют воссоздать интерьер, приближенный к первоначальному, и создать тематическую экспозицию. Также в ходе ремонта частично заменили леерные конструкции (ограждения) на шлюпочной палубе, инженерные коммуникации в машинном отделении, покрасили трубы, мачты и прогулочную палубу.
- Красить очень непросто, - делится заведующий отделом «Ледокол «Ангара» Иван Беспалов. - Сначала надо удалить старую краску, а её может быть до восьми слоёв. Работать людям приходится в противогазах, чтобы не забить лёгкие, на жаре это физически очень тяжело. Кстати, когда отдирали краску, нашли на ранее скрытые под ней номера деталей, которые помогали при сборке судна.
С нанесением новой краски тоже есть свои сложности. «Ангара» - памятник культурного наследия регионального значения. Это означает, что цвет труб, мачт и прочих элементов должен точно соответствовать первоначальному облику.
Помимо монтажа настила шлюпочной палубы сейчас подрядчики, ООО «СК Фасад», очищают от старой краски левый борт судна. По планам ремонт должен закончиться 20 ноября. Как говорит Сергей Ступин, капризы погоды не раз осложняли работу, но пока сроки удаётся выдерживать.
Ремонт обойдётся чуть меньше, чем в 6,2 млн рублей. Деньги выделили из областного бюджета. После того как «Ангару» отремонтируют, обновлённое судно смогут увидеть иркутяне и гости города. А следующий шаг, по планам руководства ледокола-музея, не просто ремонт, а реставрация. Например, возвращение первоначального вида шлюпкам. Но это ещё более сложная задача, ей должна предшествовать тщательная экспертиза проекта историками.