Теперь и до Иркутска докатилось массовое распространение электросамокатов и сервисов по их прокату. Припаркованные ряды самокатов сейчас можно встретить в любом районе города. Взял, покатался, потом оставил, где удобно.
У электросамокатов масса плюсов (это лёгкие, быстрые, экологичные транспортные средства), но и есть один жирный минус - травмоопасность. Аварий с участием самокатов становится всё больше, потому что для таких средств передвижения просто нет места в российских городах. Транспортная городская инфраструктура исторически сложилась таким образом, что есть зоны для автомобилей и зоны для пешеходов, и ни в одну из этих зон электросамокат полноценно не вписывается.
В минтрансе РФ идут дискуссии о необходимости совершенствовать правила дорожного движения и вводить в них новые пункты, которые бы регулировали порядок пользования электросамокатами, гироскутерами, моноколёсами, а также регламентировали отношения между их владельцами и остальными участниками дорожного движения.
Правовая неопределённость
- В настоящий момент статус средств индивидуальной мобильности (СИМ) не определён. В ПДД отсутствуют какие-либо комментарии по поводу характеристик СИМ, их ограничений или того, как движение этих средств должно регулироваться. Законопроект пока находится в разработке минтранса, - объясняет инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Иркутской области Кристина Колесниченко.
Работа в этом направлении ведётся с 2019 года. Уже тогда минтранс предлагал дополнить ПДД новым термином - «средство индивидуальной мобильности». Под определение попадали ролики, самокаты и электросамокаты, скейтборды и электроскейтборды, а также гироскутеры, сегвеи и моноколёса. Позже, однако, из списка исключили самокаты и ролики, а их владельцев оставили в статусе пешеходов.
Тогда же поднимался вопрос о том, где должны ездить самокаты. По замыслу авторов проекта, на них распространялись примерно те же правила, что и для велосипедов, то есть место движения определяется доступностью велоинфраструктуры. При её наличии нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, если же таковые отсутствуют, то по тротуарам. Приоритет в этом случае сохраняется за пешеходами, а самокаты должны снизить скорость до 20 км/ч. Когда нет возможности двигаться ни по тротуару, ни по велосипедной дорожке, разрешается ехать по обочине или по правому краю проезжей части.
В дальнейшем от разработки проекта отказались, и эти изменения так и не вступили в силу. Вспомнить о них заставила череда резонансных происшествий и число пострадавших в их результате.
В июне этого года комиссия Совета по правам человека вновь подняла эту тему и подготовила ряд предложений по совершенствованию законодательства. Так, теперь хотят ввести в правила дорожного движения уже другое определение - «мобильные электрические транспортные средства». Предлагается ограничить скорость для таких транспортных средств, в том числе исходя из возраста водителя.
Некоторые крупные города России, не дожидаясь законодателей, уже сейчас вводят свои ограничения для электросамокатов. В Москве, например, скорость передвижения на электросамокатах не должна превышать 25 км/ч, а в так называемых «медленных зонах», где плотный пешеходный трафик, - 15 км/ч. В Петербурге максимальная скорость по тротуару составляет 10 км/ч. В центре города езду запретили вовсе.
И на дороге опасно, и на тротуаре
Один из главных вопросов, который только предстоит решить законодателям, - допустить ли СИМ как полноценные транспортные средства к передвижению по дороге или сохранить за людьми, их использующими, статус пешехода и оставить на тротуарах.
- На самом деле ездить на электросамокате по краю дороги опасно, потому что человек, управляющий им, недостаточно защищён. Если вдруг его собьют, то он очень сильно пострадает. На тротуаре самокаты тоже представляют опасность. Некоторые разгоняются до 100 км/ч. Известно много случаев, когда из-за самокатчиков страдали пешеходы. Идёшь по тротуару, а на тебя налетает самокат. Это, конечно, не дело, - считает председатель союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов.
Сейчас к электросамокатам относятся всё-таки не как к транспортному средству, представляющему потенциальную угрозу здоровью и жизни, а как к развлечению. Именно поэтому на самокате могут нередко кататься подвыпившие люди. Они с лёгкостью идут на такого вида нарушения, зная, что им за это ничего не будет.
Проезжая часть - это зона повышенной опасности, нахождение в которой всегда сопряжено с риском для жизни. Решение выпустить самокатчиков на дороги общего пользования может дорого стоить, особенно если учесть, что владеть самокатом сейчас можно без водительского удостоверения.
- Человека, который не учился в автошколе и не знает ПДД, нельзя выпускать на край проезжей части. Если у нас в летний сезон мотоциклисты в таких количествах страдают в ДТП, что будет с самокатчиками? Ведь самокат купить гораздо проще, чем мотоцикл. Соответственно, желающих на нём ездить будет больше, - рассуждает Алексей Шабанов.
По его словам, сейчас к электросамокатам относятся всё-таки не как к транспортному средству, представляющему потенциальную угрозу здоровью и жизни, а как к развлечению. Именно поэтому на самокате могут нередко кататься подвыпившие люди. Они с лёгкостью идут на такого вида нарушения, зная, что им за это ничего не будет. Если человек в пьяном виде управляет любым транспортным средством - это всегда повышенный риск, причём не только для него самого, но и для окружающих.
- Эти моменты тоже должны быть урегулированы ПДД и регламентированы КоАПом. Должны быть штрафы за нарушение правил. Необходимо разработать весь комплекс документов, и чем быстрее, тем лучше, - говорит общественник.
Мнение
Дмитрий Шобогоров, травматолог:
- С возросшей популярностью электросамокатов растёт и число обращений с травмами, полученными в результате катания. Это касается также велосипедов и скейтбордов. Самые безобидные последствия падения - ссадины и ушибы, это если скорость небольшая. Человек при падении выставляет вперёд руки и приземляется на колени - они то и страдают в первую очередь. А защитные средства у нас мало кто использует. При высокой скорости можно получить и переломы. Порой требуются даже хирургические вмешательства - от наложения швов до серьёзных операций. Чем выше скорость, тем сильнее повреждения. По законам физики энергия удара возрастает с нарастанием скорости не линейно, а в квадрате. И если этот удар придётся на пешехода, то травмы могут быть серьёзные.
Я рекомендую надевать средства защиты - шлем и экипировку, предохраняющую хотя бы крупные коленные и локтевые суставы. А главное - нужно подходить ответственно к тому, что ты делаешь. Если ты едешь на самокате, нужно чётко понимать, что своими действиями ты можешь принести угрозу себе или окружающим людям.
Комментарий
Денис Богатырёв, кандидат в мастера спорта по велоспорту, тренер велоклуба «Иркутск»:
- Беда в том, что люди не умеют ездить на электросамокатах, не читают правил. Они не осознают опасности, которой подвергают себя и окружающих, выходя на проезжую часть. Если водителям выдаётся водительское удостоверение и они изучают ПДД, то велосипедисты и самокатчики зачастую относятся к этому наплевательски - сел и поехал.
Кроме того, в наших городах нет подходящей инфраструктуры. Идеальный вариант - строить для самокатов и велосипедов специально выделенные полосы движения, которые соединяют какие-то определённые пункты. Не просто велодорожка ради велодорожки. Это должна быть транспортная инфраструктура.
Разработка велоинфраструктуры облегчит жизнь не только владельцам СИМ, но и велосипедистам. В то время как ПДД не запрещают взрослым велосипедистам передвигаться по дорогам общего пользования и по тротуарам, юные велосипедисты лишены такого выбора, а соответственно, потенциальные места катания ужимаются до оживлённой полосы набережной или небезопасных дворовых дорог. Детям у нас кататься вообще негде по большому счёту. До 14 лет им нельзя на дорогу. Велодорожки как раз и нужны для такой категории людей, которые не слишком маленькие, не шестилетние, и уже могут побыстрее ездить, хотя на дорогу пока им нельзя.
Языком цифр
С января по май текущего года в России произошло 112 ДТП с участием самокатов - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их прирост составил примерно 195%. Больше всего аварий зафиксировано в Москве - 24, на втором месте Санкт-Петербург - 22, замыкает тройку Краснодарский край - 12. Всего за 5 месяцев в происшествиях погибло 2 человека и ранено 119. Как сообщили в управлении ГИБДД по Иркутской области, в Приангарье пока такую статистику не ведут.