Примерное время чтения: 6 минут
358

Оплата без предупреждения. Новый отопительный сезон преподнёс сюрпризы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ в Восточной Сибири» 25/10/2017
Жильцам надо задуматься об энергосберегающих технологиях.
Жильцам надо задуматься об энергосберегающих технологиях. pixabay.com

Начиная с текущего отопительного сезона, жители Иркутска, Ангарска и Чунского района переходят на оплату отопления по фактическому потреблению, то есть летом не платим, а зимой платим по показаниям приборов учёта.

Неразбериха и путаница

Такое постановление совсем недавно - 2 октября 2017 года - издало правительство Иркутской области.

Напомним, что в октябре 2016 года региональные власти уже принимали постановление, о том, что с 2017 года девять муниципалитетов Приангарья перейдут на оплату отопления жилых и нежилых помещений по фактическому потреблению. Но в первой половине этого года министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области по некой причине вывело три муниципалитета - Иркутск, Ангарск и Чунский район - из данного списка. Это действие опротестовала прокуратура Иркутской области. И в октябре 2017-го во исполнение предписания прокуратуры опять вернули их в ряд муниципалитетов, оплачивающих отопление по факту.

Данная неразбериха и путаница в головах чиновников, а следом и собственников жилья не позволила последним подготовиться как морально, так и материально к новшествам. Остаётся непонятным, почему переход на новый способ оплаты осуществляется уже во время отопительного сезона. Как в этом случае будет рассчитываться плата за сентябрь? Как выбирались те муниципалитеты, которые перешли на оплату по факту, почему не вводятся изменения в остальных населённых пунктах региона? Как будут оплачивать отопление жители тех домов, в которых нет приборов учёта тепла?

Плюсы и минусы

По мнению руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Александра Проценко, свои плюсы и минусы есть у каждого способа оплаты отопления. Причём жалобы от населения на расчёты платы в большинстве своём касаются именно этого вида коммунальной услуги, просто в силу того что отопление - самая затратная часть ЖКУ.

«К нам поступило 10 135 жалоб на расчёт оплаты за отопление, конкретнее - за перерасчёт, который жители региона получили в начале этого года, - говорит глава регионального Госжилнадзора. - Люди были возмущены цифрами, которые увидели в платёжках, им непонятно, почему доплата достигает нескольких тысяч рублей. Но проверить правильность начислений мы чаще всего не можем, поскольку архивных данных за прошедший период о потреблении тепла ни у кого нет. Только при фактической оплате жилнадзор может реально помочь и сказать, правильно или неправильно сделаны начисления».

Начальник отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Ольга Потапова добавила, что управляющие компании в рамках новой схемы обязаны сверять данные общедомового прибора учёта тепла с ресурсоснабжающими организациями не раз в году, как это было раньше, а ежемесячно. Кроме того, в квитанциях должен быть указан общий объём потреблённого тепла дома, площадь всех жилых и нежилых помещений, чтобы собственник сам смог проверить правильность начислений за тепло.

Сомнительная прозрачность

Но как проверить достоверность показаний, указанных в квитанции? С новой системой оплаты тепла опять встаёт вопрос прозрачности отчётности управляющих компаний.

«Справку о теплопотреблении управляющая компания должна вам выдать, - говорит Ольга Потапова. - К тому же, УК обязана ежегодно публиковать отчёт на своём сайте, в котором указывать объёмы ресурсов, потреблённых за год. При сомнениях можно каждый месяц обращаться в УК».

Однако каждый месяц заявлений в управляющую компанию не напишешься. А быть уверенным в верности расчётов хочется.

Справка:
Сначала отопительного периода 2017-2018 годов жители Усолья-Сибирского, Балаганского, Боханского, Куйтунского, Усть-Удинского районов, а также Шестаковского городского поселения в Нижнеилимском районе также оплачивают отопление по фактическим показаниям общедомовых приборов учёта.
«Управляющие компании имеют договоры с ресурсниками о передаче показаний. Несвоевременная передача данных - нарушение именно УК, - пояснила Ольга Потапова. - Все общедомовые приборы учёта сейчас имеют модемы, по которым данные передаются автоматически в ресурсоснабжающую организацию, что должно исключить ошибки. Кроме того, в Службу заведены программы по пяти самым крупным управляющим компаниям Иркутска, то есть в режиме онлайн мы видим показания счётчиков, а значит - можем контролировать правильность начислений».

Также сотрудник Службы пояснила, что при любом из выбранных способов оплаты сумма за тепло по году не должна сильно меняться. Просто она будет разделена либо на 12 либо на 9 месяцев. И главное - не забывать о своевременности внесения платы. Иначе собственникам грозят пени.

Стимул экономить

В свете неизбежного увеличения ежемесячных платежей в отопительный период, собственникам жилья следует задуматься о внедрении в своём доме энергосберегающих технологий. Как советует руководитель проекта «Управдом» Любовь Аликина, элеваторный узел нужно обязательно перенести в тепловой пункт, установить погодоведомые приборы учёта:

«Собственникам нужно постоянно работать с управляющей компанией, требовать от неё сухости в подвалах, установки окон, оборудования тамбуров в подъездах, устранений течей. Всё это позволит дому стать энергоэффективным, а собственникам - сэкономить свои средства. Например, в нашем доме сейчас люди за коммунальные услуги платят меньше, чем за жилищные».

Кстати, как разъяснила Ольга Потапова, жители Иркутска, Ангарска и Чунского района, оплатившие уже по 1/12 отопление, полученное в сентябре, в ноябре при получении платёжек за октябрь уже по фактическому потреблению, должны получить ещё и перерасчёт за сентябрь. А в начале следующего года - корректировку оплаты отопления по итогам периода с января по август 2017 года.

Факты:

Как оплачивают тепло жители других регионов страны?

  • Московская, Новосибирская, Омская области, Ижевск, Красноярск - по 1/12.
  • Нижегородская и Волгоградская области, Екатеринбург, Владимир, Казань, Ростов - сентябрь-май.

Получить консультацию специалистов Службы государственного жилищного надзора Иркутской области можно по телефону горячей линии 8 (3952) 70-33-42 каждый вторник с 14.00 до 17.00.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах