Исторически первым было название мыс Шаманский, Шаманка. После вытеснения шаманизма буддизмом появилось и новое название святого для верующих бурят места - Бурхан (по-бурятски «Ойхон-эхэ-бабай»). В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.
Мыс Бурхан - мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал. Оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала». Эта одна из девяти святынь Азии стала одним из самых знаменитых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Увидеть её приезжают многочисленные туристы из разных стран мира. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка, вблизи мыса расположен посёлок городского типа Хужир с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный посёлок на острове Ольхон. В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.
Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета, а примыкающий берег — гранитовой породой, перемежающейся с роговообманковым гнейсом. Бурхан далеко вдаётся в Байкал, соединяясь с берегом лишь низким и узким перешейком, что дало основание отнести его к мысам «островидного типа». Перешеек мыса покрыт наносом и переходит в луговое, травянистое прибрежье соседней бухты.
Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.
Легенда
В древних шаманских преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай избрал местом обитания пещеру на мысе Бурхан острова Ольхон.
По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один – на небесах, второй – на земле, это мыс Бурхан, третий – в подземном мире.
Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка». Почитание его было так велико, что даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывали сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня поводу.
Священная Шаманская Скала со сквозной извилистой пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, проходить сквозь нее никому не разрешалось. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. Шаманская пещера, которая образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород, находится в ближней к берегу части скалы. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Наиболее удобен вход с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.
С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона.
Великий Дух
Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX веках отмечали, что пещера на мысе Бурхан вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка.
В древности на мысе Бурхан совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще.
Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. По одной версии, запрет для женщин проходить сквозь пещеру, связан с убеждением древних людей, что присутствие «греховниц» могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может осложнить роды — и потомства не будет.
Запрет на посещение этого места так же касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой энергетики может вызвать непредсказуемые последствия.
На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Также, сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.
В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей пещеры в 1902 году, в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры, как и в настоящее время, лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. Не осталась в стороне и православная церковь - в пещере некоторое время находилась икона Николы Чудотворца. Легенды рассказывают, что шаман, проходя сквозь скалу, вызывал священный трепет у верующих, которые не знали о существовании сквозной пещеры. Правды в этой легенде, скорее всего, не больше, чем в той, которая говорит, что где-то недалеко от Бурхана, или даже в Шаманской пещере, находится могила Чингисхана.
По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться.
Не каждый выдерживает энергетику этого священного места: на кого-то Шаманка наводит ужас, на кого-то умиротворение и спокойствие, но все без исключения чувствуют присутствие духов. Великий Дух до сих пор живет здесь.
Археологические находки
Богатая история Бурхана привлекла внимание не только российских, но и иностранных археологов. В 1975 году здесь работала совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов ее работы стала гипотеза об азиатском происхождении коренного населения Северной Америки. На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее.
Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V—II тыс. лет до н. э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие.