Примерное время чтения: 3 минуты
162

Языческая вера в могущество или как разгневать духа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ - В Восточной Сибири» 17/11/2010

Языческая вера в могущество духов и шаманское камлание стали вновь настолько модными, что на обочинах прибайкальских дорог массово возникли новые «намоленные места», отмеченные многочисленными ленточками на ветках деревьев и горами хлама.

Просите мысленно

Многие просто не знают, что главная заповедь шаманизма - не навреди природе. Согласно вере духи по своей природе бестелесны и не требуют материальных подношений - для обращения к ним достаточно создать лишь воображаемую мандалу, мысленно почтительно обратиться за помощью. Никогда раньше у местного населения не существовало обычая допивать в таких местах раскупоренную бутылку до конца. Эту традицию придумали недавно - чтобы был повод выпить. В старые времена в священных местах пребывания духа в их честь лишь немного брызгали чистым кобыльем молоком и никогда не оставляли там использованную тару, даже камень нельзя было сдвигать с места.

Священные обо (культовые места, где шаманы проводят свои ритуалы) и рощи превращаются в свалки ненужных вещей. Детскими куклами и игрушечными машинками покрылось обо двух сестёр - хозяек долины реки Шумак в Восточном Саяне и священная роща в долине реки Аллы в Баргузинской долине. Считается, что такими подношениями можно «заказать» себе прибавление в семействе нужного пола. Старожилы тем временем предостерегают: оставить мусор на святом месте - всё равно что разгневать духа, намусорить в его доме.

Нигде больше в цивилизованном мире не сложилось подобной практики: сознательно захламлять природу ненужными дарами и приношениями.

Паломники против популяции

Сегодня эксперты по туризму ратуют за создание новых интересных объектов для будущей ОЭЗ на Байкале, своего рода туристического продукта, способного привлекать туристов. Подобные объекты на Байкале уже появляются, так летом 2005 года на исконно шаманской земле, буквально на пустом месте и без каких-либо разумных оснований, была возведена буддийская ступа на острове Ольхон. На самом деле, исторически буддизм никогда не имел большого влияния на остров, никакого отношения тибетский культ гневной дакини Трома Нагмо, которой посвящена эта ступа, не имеет ко всему Прибайкалью. Ступу возвели вопреки протестам учёных и шаманов, в результате паломничества к ней на острове исчезли ольхонская полёвка и колония серебристых чаек.

Какими должны быть на Байкале священные места в XXI веке и какова должна быть роль учёных в просвещении верующих людей? Правильный ответ на эти вопросы, безусловно, должен способствовать сохранению девственности природы и священных мест, испытывающих сегодня варварский и разрушительный натиск неподготовленных паломников и туристов.

О сакральных природных объектах, к которым, по счастью, ещё не «проросла народная тропа», читайте в одном из ближайших номеров «АиФ в ВС».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах