Коллеги называют Татьяну Быченко иркутской Орхидеей. Ещё в школе она решила, что посвятит себя изучению редких цветов, о которых до сих пор мало что известно. Более того, многие коренные жители Приангарья даже не подозревают, что эти экзотические цветы растут не только в тропических странах, но и в нашем регионе!
- Орхидея - цветок уникальный. Например, она существует лишь в содружестве с грибами, каждый вид опыляется только «своим» насекомым, а если условия вдруг резко изменятся, то это растение может спрятаться под землю и до одиннадцати лет ждать своего часа, - перечисляет кандидат биологических наук. - До сих пор есть виды орхидей, семян которых не видел ни один учёный. Некоторые из этих растений цветут лишь раз в несколько лет, поэтому часто биологи могут даже не догадываться, что в окрестных лесах есть такой цветок.
Потерянный остров
- На центральном рынке Иркутска сегодня можно увидеть охапки наших лесных орхидей - например, Венерина башмачка, занесённого в Красную книгу. Люди даже не представляют, что продают за копейки природное чудо, которое вызревает 18 лет, чтобы впервые зацвести! - рассказывает эколог.
Четверть века назад Татьяна Быченко впервые побывала на Берёзовом острове в пойме реки Иркут. Там сибирские биологи обнаружили уникальный памятник природы: одиннадцать видов сибирских орхидей, шесть из которых - «краснокнижные». Биолог несколько лет наблюдала за островом, решила создать заказник федерального значения, собрала все документы. Но, как говорит Татьяна Быченко, бумаги попали не в те руки, и вскоре уникальный остров превратился в популярное место отдыха. Предприниматели закупили палатки, стали доставлять туристов на лодках, каждую весну начиналась активная реклама «уникального острова орхидей»…
- Эти люди явно недооценили наш менталитет. Буквально через несколько месяцев лица без особого достатка - проще говоря, бомжи - ринулись вырывать цветы и продавать их буквально за бутылку пива, - констатирует эколог. - После этого остров дважды горел. Сейчас от былого великолепия там почти ничего не осталось.
Это не единственный пример, которым иркутский орхидолог может проиллюстрировать отношение людей к природе. Ещё один уникальный уголок она обнаружила неподалёку от деревни Пивовариха. В корабельной сосновой роще богато росла ещё одна разновидность сибирских «краснокнижных» орхидей - Калипсо луковичная. Эколог стала собирать документы, чтобы превратить это место в природный парк, но получила ответ от властей, что лес… слишком старый и подлежит вырубке.
Просторы - наша беда?
- Удивительный контраст: в Европе к старому дереву относятся бережно, как к драгоценности, его стараются всеми способами сохранить, превращают в предмет гордости и природный памятник. А у нас - уникальные, огромные, красивые сосны воспринимают как рухлядь, от которой надо избавиться, - грустно размышляет биолог. - Думаю, на деле всё проще: кто-то из влиятельных людей присмотрел там землю под коттедж… А в целом нас, сибиряков, губит, что вокруг столько простора. Все смотрят думают: «Как же много леса, ещё на внуков хватит!»
Татьяна Михайловна рассказывает, что недавно она летела на север, в соседнюю Якутию на небольшом самолётике и поражалась, как поредела сибирская тайга. Там, где когда-то и впрямь бушевало зелёное море, сегодня остались выжженные пустыни и редколесье…
- Но когда мы достигли Якутии, внизу оказался здоровый, красивый лес. Думаю, причина проста: коренное население Сибири по-другому относится к природе. Эти люди лучше понимают, в каком месте живут, тоньше чувствуют изменения. Они ещё не утратили связь с тайгой, - рассуждает кандидат биологических наук. - Мне кажется, если мы хотим сохранить наши богатства, нужно вернуться к своим корням. Ведь вся русская культура учит бережному отношению и к человеку, и к природе: пожалеть, приютить, уберечь…
При этом, уверена Татьяна Быченко, нет смысла пытаться сохранить несколько отдельно стоящих деревьев посреди мегаполиса. Они погибнут, как гибнут под влиянием среды чуткие орхидеи. Люди должны увидеть природу в комплексе, во всех её взаимосвязях и сохранять среду в целом, а не отдельный кусочек леса, сосну или цветок.
- Чтобы человек это понял, нужно воспитывать его только красотой. Показывать, как гармонична природа, как в ней всё цельно. Причём делать это нужно ещё с детского сада, - утверждает биолог. Уже несколько лет она преподаёт экологию в обычной школе, а летом организует для детей летний лагерь. 10-12 летние школьники не просто собирают гербарии, а принимают участие в настоящих исследованиях и пишут научные работы. Нынешнее поколение гораздо больше ориентировано на сохранение природы, чем их родители, выросшие в девяностые, замечает исследователь. Возможно, уже скоро они сами научат своих родителей жить по «зелёным» правилам.