Иркутские автолюбители могут заключать договор ОСАГО без техосмотра

Мария Зверева / АиФ

С 22 августа в России вступил в силу закон, согласно которому для заключения договора ОСАГО не нужно проходить техосмотр. Но это не означает, что сама процедура ТО ушла в прошлое.

   
   

Застраховаться теперь проще

Раньше, чтобы заключить договор автострахования, автовладелец должен был предоставить документ о прохождении техосмотра (диагностическую карту). При этом многие организации, которые выполняли ТО, выдавали свидетельства, не глядя на автомобиль, или вовсе продавали через интернет. То есть эта норма, по сути, не работала на снижение аварийности. Просто, чтобы зарегистрировать машину, автовладелец должен был собрать на один документ больше.

С 22 августа 2021 года предъявлять диагностическую карту, чтобы застраховать автомобиль, не нужно. Теперь частому автовладельцу нужно предоставить только заявление, паспорт, документы на машину (ПТС, «синька»), водительские права и документы, подтверждающие собственность на автомобиль (договор купли-продажи). Их перечень указан в статье 15 закона об «автогражданке» (ФЗ-40).

Когда стало известно об этом нововведении, многие автовладельцы забеспокоились, не подорожает ли из-за этого договор ОСАГО? Ведь страховым компаниям нужно будет заложить в его стоимость какую-то сумму на случай, если авария произойдет из-за технической неисправности автомобиля.

- Подорожания договоров автострахования не произойдет, - считает координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов. – Если разделить убытки от аварий, вызванных неисправностью авто (около 140 млн рублей в год) на стоимость ежегодно продаваемых страховых полисов, то на одного «застрахованного» придется всего 3 рубля. Никто не будет заниматься подобным ребячеством, поднимая стоимость ОСАГО для всех страхователей на 3 рубля. Не стоит забывать и о конкуренции.

Некоторые другие послабления вступят в силу 29 августа. Например, можно будет изменить или расторгнуть договор ОСАГО через личный кабинет на сайте, без посещения офиса страховой компании, а также сократится перечень документов, которые нужно прикладывать к заявлению о страховом возмещении или компенсации убытков.

   
   

Проходить техосмотр все-равно придется

Несмотря на «отвязку» от ОСАГО, техосмотр вовсе не стал «достоянием истории». Для такси, автобусов и грузовиков за езду без техосмотра штраф положен уже сейчас. А с 1 марта 2022 года вступят в силу поправки в КоАП и наказывать за это будут также граждан на личных автомобилях и мотоциклистов. Штраф за езду без ТО составит 2000 рублей в сутки. Выписывать его смогут как сотрудники ГИБДД, так и автоматические камеры.

Кроме того, если автомобиль без техосмотра попадет в ДТП, то страховая компания сможет предъявить ему так называемый регрессный иск на сумму выплаченной ей компенсации.

Правда, дискуссия о том, как должна выглядеть процедура техосмотра и для кого она должна быть обязательной, все еще продолжается. В июле 2021 года на совещании в Минэкономразвития РФ звучали предложения сделать процедуру техосмотра для граждан добровольной, но стимулировать автовладельцев скидками при заключении договора автострахования. Если эта идея воплотится в жизнь, то изменения в КоАП придется отменять, а договор ОСАГО для тех, у кого нет ТО, все же подорожает.  

На том же совещании представитель МВД предложил сократить количество пунктов, которые проверяют при техосмотре. Исключить предлагается проверку стеклоомывателей, уровня шума, замер загрязняющих веществ в выхлопе, наличие аптечки и огнетушителя, а также подтеков рабочих жидкостей из двигателя, мостов и коробки передач.

Руководитель национального автомобильного союза Антон Шапарин, с идеей согласен. Однако он считает, что исключить из списка нужно также трещины на лобовом стекле и задних фонарях, а вот контроль состояния тормозной системы наоборот должно остаться в перечне пунктов ТО.

В марте 2020 года правила техосмотра уже меняли. Чтобы бороться с его «заочным» прохождением, законодатели ввели обязательную фотофиксацию въезда и выезда автомобиля на пункт техосмотра, причем на фотографиях должен ясно читаться номер, быть указаны координаты, а разница во времени между ним – составлять не менее получаса.

кстати
Еще одно изменение в законодательстве допускает на российский рынок страховые компании из стран-членов ВТО. Они смогут заключать в том числе и договоры ОСАГО. Чтобы создать в нашей стране филиал, зарубежные страховщики должны будут аккредитоваться в Банке России и выполнить еще ряд условий. Также им могут отказать, если доля иностранных страховщиков на рынке превысит 50%.

Похожие материалы:


Цены на техосмотр имеют предел?

Автомобили Иркутска проверяют на дымность и токсичность выхлопных газов

ОСАГО в Иркутске приносит убытки - доказывают автовладельцам страховщики