«Алсиб» - трасса мужества. Как бомбардировщики из США перегоняли на фронт

Иркутская земля стала последним пристанищем для 15 лётчиков, перегонявших американские бомбардировщики на фронт в годы Великой Отечественной войны.

   
   

В ноябре 1942 года состоялся первый рейс «Алсиба» - это воздушный мост «Аляска - Сибирь», по которому в годы Великой Отечественной войны перегоняли в Красноярск американские боевые и транспортные самолёты для Красной армии.

Материалы об уникальной стратегической операции оставались засекреченными до 1992 года. Алсибовцы, не успевшие до участия в перегоне побывать на фронте, не считались ветеранами войны. Но тяжестью и испытаниями эта операция ничуть не уступает сражениям в небе и на поле боя.

О трассе мужества, которая до сих пор полна загадок, рассказывает автор нескольких книг об истории сибирской авиации Михаил Денискин.

Война для Советского Союза началась с тяжёлых потерь людей и техники - в приграничных сражениях сгорели тысячи танков и самолётов. К концу 1941 года советские ВВС потеряли 21 тыс. самолётов.

Оставляя территории на западе, руководство СССР организовало масштабную переброску промышленности в Сибирь, заводы запускались прямо под открытым небом. Однако до выхода на полную мощность было ещё далеко. Тогда как армия уже сегодня нуждалась во многом. В этих условиях программа ленд-лиза, предложенная США, стала подспорьем для экономики нашей страны. По этой программе американцы поставляли своим союзникам боевые припасы, технику, продовольствие.

   
   

Ледяной маршрут

9 октября 1941 года секретно было принято решение о создании воздушной трассы «Аляска - Сибирь» с конечным пунктом в Красноярске. Из города на Енисее воздушные суда отправлялись в действующую армию.

Строительство трассы заняло девять месяцев. Были расширены аэродромы в Якутске, Красноярске и Киренске (это единственный город Иркутской области, где приземлялись самолёты из Америки), построены новые в Уэлькале и Маркове на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, а также запасные и промежуточные аэродромы в Олёкминске, Витиме, Тёплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зырянке в Якутии. К осени 1942 года на аэродромы были завезены специалисты, аппаратура, топливо. И лётчики 1-й Перегоночной авиадивизии стали перегонять для фронта бомбардировщики Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон», истребители П-39 «Эйркобра» и П-63 «Кингкобра», а также знаменитые транспортники Си-47 «Дуглас».

Маршрут почти в 6000 километров начинался с авиабазы Фэрбанкс (США) и пролегал через Берингов пролив, чукотскую тундру, над «полюсом холода» и Верхоянским высокогорьем, где лётчикам приходилось лететь в кислородных масках. От Якутска до Красноярска под крылом - бесконечная безлюдная тайга, случись что с машиной - и сесть негде...

Почти все самолёты не имели системы отопления, а четырёхчасовой полёт в кабине с обмёрзшими стёклами и без автопилота становился тяжёлым испытанием. На аэродроме самолёты покрывались ледяной коркой, масло и смазка становились твёрдыми, как камень, а резина - хрупкой, как стекло. Лопались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику.

За три года по Алсибу было доставлено почти 8 тысяч самолётов. При этом на трассе погибли 113 лётчиков, из них 15 - на территории Иркутской области. Причины катастроф разные: отказ матчасти, непогода - зимой при очень низких температурах при посадке из-за инверсии возникал такой плотный туман, что на расстоянии нескольких десятков метров ничего не было видно. Зачастую летом в тайге бушевали лесные пожары, тогда большие пространства заполнялись дымом, а низкая облачность заставляла летать вслепую (до середины 1943 года на истребителях не было радиокомпасов). Случались и ошибки в пилотировании, ведь все приборы в кабине показывали данные в футах, милях, галлонах - всё это нужно было быстро переводить в привычные меры.

«Бостон» в Киренске

- В 1987 году мне и фотографу Валерию Орсоеву посчастливилось участвовать в поисковой экспедиции в Киренском районе, - рассказывает Михаил Денискин. - Тогда мы с молодыми местными авиаторами обнаружили в тайге обломки самолёта «Бостон» и останки его экипажа. Эта авиакатастрофа произошла 24 марта 1943 года в 18 км от аэропорта Киренска. Мы ещё не знали, что архив Перегоночной дивизии строго засекречен. И всё же удалось установить имена погибших и торжественно их захоронить в присутствии родственников.

Как признаётся Михаил Денискин, тогда он не представлял, что его личный поиск растянется на 30 лет. За это время удалось найти останки ещё двоих лётчиков. И остаётся ненайденным последний пропавший без вести - капитан Григорий Чуйко. 24 октября 1943 года он вылетел из Нижнеилимска, но в Красноярск не прибыл: «Эйркобра» исчезла, предположительно, в Чунском районе. Увы, пока поиски результатов не дали...