11 ноября в библиотеке имени Молчанова-Сибирского состоялась презентация новой книги иркутского режиссёра и оператора-документалиста Евгения Корзуна «Сибири чёрно-белое кино». На её страницах раскрывается история Восточно-Сибирской студии кинохроники, которая прекратила своё существование в начале нулевых.
- Это была единственная студия на всю Восточную Сибирь - от Колымы до Енисея, - вспоминает автор. - А теперь в её здании расположился комитет по управлению имуществом, земельные участки оформляют. Конечно, это дело, может, даже важнее, чем кино, но ведь летопись у нас не пишется вот уже 30 лет. Если игровые картины ещё снимают, то документалистика в Сибири, увы, остановилась.
В погоне за новостями
В наши дни кинохроника уже практически не создаётся. На первый план вышла не летопись, а новости, на создании которых специализируется телевидение.
- Хроника сначала тоже занималась текущей информационной повесткой, - говорит Евгений Корзун. - Потом, когда появилось телевидение, решили друг друга не повторять. И на студии кинохроники создавали такие материалы, которые не связаны с сиюминутностью. Это были портреты людей, какие-то истории, связанные с жизнью общества. Например, тот же БАМ снимали не с прицелом на событийность. Хотели показать, как протекает жизнь строителей, рассказать о героических людях - как они ходили в эти жуткие десанты в грязи по брови, в слякоти. Например, по болоту тащили экскаватор. В эту топь даже человеку нельзя зайти, он утонет. А они его тащат.
Сейчас интернет дал возможность каждому получить свои пять минут славы. Каждый, у кого есть камера в телефоне, может запечатлеть какое-то важное событие и набрать заветные просмотры в соцсетях. Однако искусством это назвать вряд ли можно.
- Сейчас каждая домохозяйка может взять телефон и создать якобы документальное кино, - сетует Евгений Корзун. - Ещё и некоторые хвалятся, мол, чего вы возитесь с камерами - я вот приз получил, но всё на простой смартфон снял. А ведь на самом деле при съёмке даже свет не использовался. Есть даже для этого специальный учебник - «Свет в искусстве оператора». Но всё это, видимо, никому уже не нужно.
Евгений Алексеевич вспоминает, что, когда он только начинал работать ассистентом оператора, этот труд был очень тяжёлым. Например, на съёмки могли отправить на тот же Таймыр - это 3 тысячи километров от Иркутска. И снять там брак и привезти его на студию было просто немыслимым делом.
- Тебя послали в такую даль, в дорогую командировку, а ты ничего не привёз - как это возможно? - говорит автор книги. - Поэтому операторы с собой возили студийный проявитель, фиксаж, делали срезки с кассет, проявляли, смотрели плотность, изучали, нет ли царапинки. В общем, перестраховывались. И не дай бог, чтобы произошла передержка или сор, или трещину на плёнке увидят через увеличительное стекло. В таких случаях тут же приходилось переснимать. Но позже аппаратура стала более совершенной, и брака было меньше. Экспонометры были японские, замеряли всё на месте, все расчёты были точные. И тогда уже срезок не делали, снимали наверняка.
Неинтересных героев нет
Работа на Восточно-Сибирской студии кинохроники для Евгения Корзуна всегда была связана со встречами с новыми людьми. Он убеждён: неинтересных людей крайне мало. Замечательным рассказчиком может быть и рыбак, и егерь, и генерал.
- Например, тот же Белобородов, дважды Герой Советского Союза. Он ведь тоже не простой генерал, он - крестьянин, хозяйственный, прижимистый, - добавляет Евгений Алексеевич. - Мы снимали фильм о нём. И там есть его размышления. Он говорит: «Сколько людей погибло под моим руководством. Вот лучше бы думал, так меньше бы погибло». Так и крестьянин рассуждает: лучше бы сработал, и урожай был бы больше.
Кадры кинохроники некоторые сравнивают с хорошим вином: чем плёнки старше, тем они ценнее. И именно благодаря этим ценным записям мы можем вернуться в прошлое и прикоснуться к истории.
- Как-то приезжала к нам команда немецких режиссёров, которые работали над документальным фильмом про СССР, - добавил Евгений Корзун. - Они подняли всю нашу хронику, начиная с 1930-х годов, и сделали с её помощью подробную ретроспективу советской жизни. Поэтому летопись нужна и важна, она очень ценная. Бывает, на телевидение берут хронику и показывают, например, как Евтушенко читает стихи у памятника Маяковскому. Это по-настоящему исторический материал.
Возрождения Восточно-Сибирской студии кинохроники в будущем Евгений Алексеевич, увы, уже не ждёт.