Примерное время чтения: 6 минут
640

От корсета к кринолину. Как менялась свадебная мода последних двух столетий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Восточной Сибири 10/11/2021
Алена Соловей / АиФ

Во все времена свадьба была и продолжает оставаться особым торжеством. Как выглядели свадебные наряды прошлого, и кто задавал модные тенденции ушедшей эпохи, рассказывает выставка «Свадебные салоны» в Иркутском музее декабристов. 

Очень красивую экспозицию создали к 200-летию со дня венчания Екатерины и Сергея Трубецких. Правда, одежды самих декабристов на выставке нет. Уезжая по амнистии, они забирали с собой весь гардероб, оставляли в основном только предметы быта. 

Все платья в уникальной коллекции подлинные. Собрала их меценат Татьяна Гринберг из Шелехова. В разные годы она покупала наряды на антикварных аукционах Европы и Америки, а после подарила музею. В коллекции 25 платьев, самое старинное из которых 1810 года. Хотя оно и не является свадебным, оно выполнено в стилистике того времени - это ампир. 

- Конечно, чем старше платье, тем выше его стоимость и историческая ценность, - рассказывает заведующая домом-музеем Волконских Любовь Подшивалова. - Самыми ценными являются экземпляры 1830-1840-х годов. 

Трогать платья посетителям выставки нельзя: на руках каждого находится жир, который очень разрушителен для ткани. Основная угроза для старинных одеяний кроется не в механическом, а в химическом воздействии. Все платья перед выставкой проходят особую химическую и термическую обработку. Работают с ними в специальных текстильных перчатках, чтобы минимизировать прикосновение кожи к ткани. 

Фото: АиФ/ Алена Соловей

Акцент на талии 

Кстати, для того чтобы продемонстрировать посетителям свадебные наряды XIX века, работникам музея пришлось подрезать все манекены - платья не лезли на них. Дамы раньше были более миниатюрными, потому что с раннего возраста - обычно с семи лет - носили корсет. Из-за этого и фигура складывалась по-другому. 

- На протяжении всего XIX века корсет был главной деталью женского гардероба, в том числе свадебного, - рассказывает Любовь Подшивалова. - Вокруг него вертелось всё, и в первую очередь силуэт платьев. Корсеты надевали не только под приталенные платья, но и под достаточно свободные ампирные. Они представляли собой длинные туники с ниспадающими складками. Корсеты тогда были без жёстких прутьев, они напоминали современную женскую комбинацию. 

Со временем корсет несколько видоизменился и приобрёл более жёсткую структуру. Талия, которая до сих пор располагалась под грудью, спустилась на своё естественное место и чётко обрисовалась в силуэте женских платьев. Менялся и низ женских платьев. Со второй половины XIX века на смену множеству нижних юбок разной плотности пришёл кринолин - жёсткая каркасная конструкция, состоящая из множества колец, перевязанных между собой лентами. Начиная с пятидесятых годов, кринолин, наряду с корсетом, становится основным элементом дамского гардероба. Наступает пора широких юбок. Ограничения в их размере зависели лишь от полёта фантазии модниц и их материальных возможностей. 

Кстати, кринолины применяли не только для того, чтобы поддерживать юбки, но и в качестве каркасов для особо пышных рукавов. Такими были, например, рукава жиго, или, как их ещё называли, «бараний окорок». Чтобы сохранить их объём, внутрь рукава продевали особые каркасы. Больше всего в этом нуждались рукава, сшитые из тонкой ткани, которая сама по себе не могла удерживать форму. 

В 70-х годах XIX столетия популярность стали завоёвывать платья с турнюрами. Это приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Её объём варьировался в зависимости от модных тенденций. К девяностым годам популярность турнюров сошла на нет, а сами они сделались скромнее и миниатюрнее. 

Интересно, что наиболее распространёнными цветами свадебных платьев оставались различные бежевые оттенки - от слоновой кости до цвета шампанского. Мода на белые платья пришла в 1840 году после свадьбы британской королевы Виктории и принца Альберта. К грандиозному празднику было пошито белоснежное венчальное платье, которое просто не могло пройти для света незамеченным. Виктория стала своего рода законодательницей моды в отношении свадебных нарядов. Кстати, именно на её свадьбе был испечён первый в истории свадебный торт и сделана первая свадебная фотография.

Фото: АиФ/ Алена Соловей

Парча только для избранных 

Поскольку свадьбы среди дворян устраивались практически круглогодично, выбор ткани для платья зависел от сезона, на который было запланировано торжество. Чаще всего свадьбу предпочитали справлять летом или в период после Великого поста. Зимой тоже женились, тогда невесте шили утеплённый вариант свадебного платья из более плотной по фактуре ткани, например, из фая, и дополняли тёплой, украшенной накидкой. 

На самом деле выбрать текстиль для наряда, в том числе свадебного, было не так уж и просто. Дело в том, что в XIX веке действовали строгие правила, которые запрещали представителю определённого сословия носить конкретные ткани или украшения. Так, например, парчу или другие очень дорогие ткани жена купца просто не могла себе позволить, какой бы состоятельной она ни была. В свете бдительно следили за тем, чтобы эти негласные правила неукоснительно соблюдались. 

В то же время шёлк и атлас позволялось носить всем независимо от сословия. Такие ткани красиво играли бликами на складках платья, а наряды из них смотрелись очень благородно. В Иркутске, например, невеста без проблем могла приобрести для пошива китайские шелка. Кстати, все платья шились вручную. Их могли заказывать либо у конкретных мастеров, либо в престижных модных домах, если позволяли средства. Только со второй половины XIX века, благодаря развитию промышленности, определённая часть одежды стала выполняться с использованием машинок и других механизмов. 

В начале XX века, после Первой мировой войны, женский гардероб претерпел кардинальные изменения - в него пришли брюки, жёсткое следование моде перестало быть для всех обязательным. 
У невест тогда была популярной «шапочка Джульетты» - сочетание головного убора и фаты в одном аксессуаре. В двадцатые годы появились свадебные платья-туники - совершенно прямые и с сильно заниженной талией. Длина юбки поднялась до колен. Это была эпоха джаза, время дерзких и динамичных танцев, что отразилось и в модных тенденциях. 

В послевоенные десятилетия стали популярными образы в стиле Диор - приталенные платья с широкими юбками. Вновь вернулись позабытые кринолины, но уже в облегчённом формате.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах