Местные энтузиасты снимают пару более-менее крупных фильмов раз в пятилетку, заезжие камеры бегло прокатываются по городу перед гастролью на Байкал, число кинотеатров у нас стандартное, да и сами залы ничем не отличаются от «соседских».
А вот до революции было совсем другое дело. Иркутск гордо именовался кинематографическим центром если не всей страны, так Сибири точно: к 1914 году в городе работало 13 кинематографов (что очень много), при этом три из них ничем не уступали по качеству иллюзионам Санкт-Петербурга, Москвы и даже продвинутой в плане кино Европе. Фильмы в Иркутске активно показывали и охотно смотрели - таких аншлагов, как в начале 20 века, едва ли добьётся даже самый крутой современный кинотеатр. К тому же искусство большого экрана было доступным - за билет в обычный театр просили как минимум рубль, а за поход на фильм - от 20 до 75 копеек.
О том, как всё начиналось и кому старая столица Приангарья обязана такой кинославой, на «Прогулках по старому Иркутску» рассказал Анатолий Романенко, член Союза кинематографистов РФ, 13 лет возглавлявший Иркутский областной кинофонд.
Цирковая киногастроль
Кино приехало в Иркутск довольно быстро - меньше чем через год после первых показов в Петербурге и Москве. Первый иркутский киносеанс состоялся 12 марта 1897 года в здании Общественного собрания, где сейчас находится филармония.
Имя героя, который привёз сюда аппаратуру и плёнку, доподлинно неизвестно, однако сибирский историк Виктор Ватолин предполагает, что первым демонстратором был некто Федот Махотин. В то время он служил в цирке и летом 1896 года оказался на Нижегородской ярмарке, где сам Люмьер сначала показывал кино, а после - продавал свои аппараты вместе с плёнкой, один из которых и достался сообразительному циркачу, решившему подзаработать во время гастролей. В Иркутске первый сеанс состоялся при полном аншлаге: для сибиряков «живая картинка» была диковиной. Журналисты называли показ чудом и пророчили новому искусству большое будущее.
Кстати, после ошеломительной премьеры кино из здания отвезли на Тихвинскую площадь (ныне сквер имени Кирова), где несколько дней крутили его в одном из балаганов.
«Папа» иркутского кинопроката
Впрочем, на этом итальянец с предпринимательской жилкой не остановился - идеи новых проектов возникали у него с завидной частотой. К примеру, в 1908 году, уже имея синематограф, он добился у городской управы разрешения взять в аренду Тихвинскую площадь и залил на ней каток. При этом он выстроил там эстраду, на которой и крутил картины. И хотя это развлечение пользовалось у горожан большим спросом, через год повторить успех бизнесмену не удалось - управа запросила за аренду баснословную цену, и Дон-Отелло отказался от своей затеи. По бюрократической причине сорвалась ещё одно перспективная задумка - именно итальянец ещё в начале 20 века предложил устроить в Иркутске карнавальное шествие, однако проводить его ему запретил полицмейстер.
Естественно, такому бизнесмену одного кинотеатра было мало, и он не смог пройти мимо объявления о продаже электротеатра «Одоен» в Доме Кринкевича на улице Большой. К тому же хозяева писали, что «дело очень выгодное и приносит в год от 6 до 8 тыс. чистого дохода». Так, напротив малого иллюзиона Дон-Отелло появился большой, позже известный иркутянам как кинотеатр «Гигант», а ещё позже - как «Второй этаж». Правда, сегодня в многострадальном здании кино не показывают, оно стоит закрытым.
Турецкая конкуренция
Настоящий конкурент у Дон-Отелло был один - богатый турецкий подданный Константин Семёнович Ягджоглу. Сначала он открыл синематографы в Харбине и Владивостоке, а потом добрался и до Иркутска - к ноябрю 1910 выстроил собственное каменное здание на месте деревянного электротеатра «Фарс» на улице Большой и дал ему название «Художественный театр Декаданс» (его кинотеатр в Харбине назывался точно так же). Притом возводили его по последнему слову техники, некоторые специалисты считают, что в этой стройке впервые в Иркутске применили железобетон. Здание обошлось турку чрезвычайно дорого - более 100 тыс. рублей. Немалые деньги бизнесмен отдал за роспись - потолок зала украшали картины на мифологические темы, написанные рукой немецкого профессора живописи Энгеля. Возможно, художественным синематограф звали в том числе из-за них. Однако в советское время красивейшие картины закрасили, посчитав их идеологически невыдержанными.
Как можно догадаться, здание Ягджоглу стоит на Карла Маркса до сих пор и там по-прежнему крутят кино. Правда, от названия отвалилось слово «Декаданс» - скорее всего, это произошло, когда наследники почившего турка продали кинотеатр всё тому же предприимчивому Дон-Отелло.
Парады, Байкал и похороны
До революции в Иркутске демонстрировали такое кино, которое сейчас бы назвали коротким метром - фильмы длились примерно по 10 минут. Популярностью пользовались комедии, драмы, хронико-документальные и научно-популярные ленты. Притом вплоть до 1908 года у нас отечественного кино вообще не было, только западное. Правда, все картины были немые, и сложностей с дубляжом не возникало.
Такой документалистикой итальянец не ограничился, он снимал практически всё, что происходило в городе и его окрестностях: свои путешествия на Байкал, пасхальные праздники, парады на Тихвинской, учения пожарной дружины, демонстрационные полёты авиаторов, визиты в Иркутск известных людей и даже крупные похороны. К сожалению, ничего из снятого не сохранилось: в 1920-х годах Дон-Отелло то ли вывез плёнку из страны, то ли где-то спрятал.