На языке бензопилы. Как прошёл фестиваль «Лукоморье на Байкале»?

«Песнь о Вещем Олеге» стала лучшей работой этого года. © / Дарья Эйвазова / АиФ

Кто из нас в детстве не слышал о Лукоморье – загадочной местности, где происходят чудеса? Но когда-то придумавший его Пушкин вряд ли мог предположить, что это сказочное место, которым в старину называли морской залив, появится не где-нибудь, а в далёкой Сибири.

   
   

Живут в нашем Лукоморье, которое расположилось под Ангарском в деревне Савватеевке, самые удивительные создания – от огромных насекомых до фавнов и троллей. Правда, жители леса сплошь деревянные. Их создали деревянных дел мастера со всего мира, приезжающие на ежегодный майский фестиваль парковых скульптур «Лукоморье на Байкале».

Приставка «на Байкале» у фестиваля появилась только в этом году. На своеобразный слёт обмена опытом скульпторы едут из разных концов света, и не все из них знают, где находится таинственное «Лю-ко-мо-ре» и что за город такой – Ангарск, под которым есть неизвестная им Савватеевка. А если привязать фестиваль к Байкалу – всё сразу становится на свои места. Великое озеро знают во всём мире, и совместить приятное с полезным – повидать Байкал и творчески реализоваться, – для мастеров здорово вдвойне.

Алина Фарниева создала «Конька-Горбунка» без посторонней помощи. Фото: АиФ/ Дарья Эйвазова

На других посмотреть и себя показать в 2019 году приехали команды из восьми стран: Италии, Перу, Венесуэлы, Ирана, Монголии, Литвы, Беларуси и России. В кругах бензопильных резчиков фестиваль известен во всём мире. Мастер из Воронежа Александр Ивченко рассказывает: «Приезжаешь в Англию на аналогичный фестиваль, и там практически нет скульпторов, которые хотя бы раз не слышали о Лукоморье или не хотели сюда приехать». Ему нравится, что тут к мастерам обращаются как к людям искусства и дают возможность выразить накопленный творческий потенциал. И никакой языковой барьер не страшен. У резчиков свой универсальный способ и инструмент общения – бензопила и созидание. И на них творец творцу и без переводчика всё объяснит.

Вместе с земляком Александр вырезал композицию «Венец творения». Она поразила ангарчанку Марину Казакевич: «Вокруг неё можно очень долго ходить и находить всё новые детали. К тому же, в этой работе заложен глубокий смысл». И действительно – сначала замечаешь лишь пирамиду мира, затем значки Wi-Fi, «передача данных» и «обновить страницу» на бивнях слонов. И лишь после – сидящую на черепахе шимпанзе с телефоном. Возможно, именно ироничность работы привлекла внимание молодёжного жюри, которое свой приз отдало воронежцам.

А вообще, глядя на резные завитки огня, чешуйки драконов и рыб, вьющиеся волосы-змеи Медузы Горгоны, не веришь, что мастера создали это всего за десять дней с помощью бензопил, дрелей и болгарки. Причём среди них не только мужчины, но и женщины. И именно они вызывают чувство неподдельного восхищения. Я, к примеру, так и не смогла понять, как миниатюрная москвичка Алина Фарниева сумела одна вырезать из дерева Конька-Горбунка?

   
   

За самые лучшие работы в разных номинациях участники фестиваля получили в награду торты, признание коллег по творчеству и подарки от спонсоров. Организаторы говорят: «Для нас все мастера – победители». Но тройку самых лучших всё же выбрали. Первое место присудили резчикам из Подмосковья с их работой «Песнь о Вещем Олеге» – Льву Брюханову и Владимиру Климову. Второе место – у их земляка, скульптора Ильи Польского с работой «Легенды волшебного леса», а третье место – у дуэта из Монголии со скульптурой «Неуспокаивающийся старик».

Кстати:
В этом году в Савватеевке прошёл девятый фестиваль резчиков по дереву. И экспозицию скульптурного парка дополнили 24 работы на тему «Сказания и мифы народов мира».